Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
11:04 

продолжение вчерашнего - о картине с драматургами

Современники сравнивали внешность писателей ( которые находились в состоянии "дружественного соперничества") с кораблями. Бена Джонсона - с кораблем испанским, большим, устойчивым, но тяжелым, и неспособным к маневрированию. Шекспира - с кораблем английским: небольшим, легким и маневренным.
Поскольку заварушка с Армадой случилась сравнительно недавно, то подтекст у метафоры еще тот.
И да, судя по картине, метафора вполне оправдана.

@музыка: еще сапог не износила

@темы: история, Шекспир

12:29 

шахматная партия


"Бен Джонсон и Уильям Шекспир, играющие в шахматы".(1603 г.)
Приписывается в настоящий момент авторству Карела ван Мандера.
Картина не очень известная, находится в частном собрании, и я решила ее здесь запостить, поскольку это, возможно, единственное изображение Шекспира, сделанное с натуры.
Отмечу вот что -- хотя Бен Джонсон был на восемь лет младше Шекспира, на картине он выглядит старше. Может, лишний вес тому виной - Джонсон реально был тучен. А Шекспир, ИМХО, красивей, чем на своем известном портрете в первом издании пьес, но тут он и моложе.

@музыка: не давал проходу юбкам, бойко песенки орал

@темы: история, Шекспир

15:20 

цитата, просто цитата

Наступило время странствующих советников из незнатных людей в полотняных одеждах и изгнанников. Для человека низкого положения думать о том, стоит действовать или нет -- все равно что поймать оленя и просто смотреть на его мясо. Тот, кто зовется человеком, должен действовать со всей силой. Ведь недаром говорят: "нет большего позора, чем быть ничтожным и презренным, нет большего горя, чем быть бедным". И истинному мужу негоже пребывать в низком положении и нищете, отрицать окружающий мир и ненавидеть выгоду. предаваясь недеянию.

Ли Сы( если верить Сыма Цяню, конечно)

@музыка: солнце встает над рекой Хуанхэ

@темы: история

12:13 

Продолжение истории галерных гребцов

... или от гастарбайтеров к каторжникам


Как уже было рассказано, в период раннего средневековья галерные гребцы и матросы находились примерно в одинаковом статусе. Но с развитием судостроения между гребцом и квалифицированным матросом, умевшим обращаться со снастями, появилось резкое различие. Оно не только выражалось материально ( помимо разницы в жалованьи – не очень большой, матрос мог беспошлинно вывозить и ввозить определенное количество товаров). читать дальше

@музыка: подернем, подернем, да ухнем

@темы: история

15:57 

"Сердце тигра в шкуре лицедея"

Известный стереотип «талант должен быть бедным, голодным и не признан современниками» на Вильяме нашем Шекспире не работает. Его творческая судьба сложилась удачно. Но везет не всем.читать дальше

@музыка: потому что датская сторонка хуже, чем наша Колыма

@темы: история, Шекспир

11:42 

Кое-что о елизаветинских театрах

Первое здание для театра в Англии построил в 1577 г. Джеймс Бербедж. Он не прославил свое имя как актер ( это сделал его младший сын), но как столяр и плотник заслужил в английской истории прозвище «первый строитель театров». Добавим, что хотя здание Бербедж со своей бригадой строил сам, земельный участок он арендовал – это важно для нашего рассказа.
Кошку назвали кошкой, то есть театр - «Театром», без затей.
В том же году в Лондоне открылся небольшой театр под названием «Куртина». Тут, в отличие от ремесленника Бербеджа, вложился один лондонский джентльмен. Через пару лет игрушка джентельмену прискучила, он заключил договор с Бербеджами, и «Куртина» стала филиалом «Театра».
Но к концу 80-х годов монополии семейства Бербедж на лондонских сценах приходит конец. За дело взялся Филипп Хенслоу, которого называют «первым театральным магнатом». К 1592 г. он строит театр «Роза». Звездой тамошней труппой стал Эдуард Аллен, самый популярный трагик тех лет. За «Розой» последовал «Лебедь», построенный торговцем мануфактурой Фрэнсисом Лэнгли (про него есть отдельная история с участием Шекспира, может, позже расскажу).
Главным конкурентом «Театра» была «Роза», тем более что там тоже был «семейный подряд» - Аллен был женат на падчерице Хенслоу. Но конкуренция конкуренцией, а до криминала дело не доходило, проблем хватало и так.
Это все ,собственно, была присказка.
Ичитать дальше
Теперь понятно, почему меня не шокирует хулиганский сериал про Шекспира? В жизни и похлеще бывало.

@музыка: Не пей вина, Гертруда

@темы: история, Шекспир

11:19 

"На последней странице, самым мелким кеглем..."

Как вам всем прекрасно известно, в азиатских странах усопшим положено давать посмертное имя, которое пишется на поминальной табличке, выставляемой на алтаре. То есть всем. А если усоп государь , то посмертное имя – дело государственное.
Чосонские короли были вассалами китайских императоров. И их посмертные имена должны были дароваться или хотя бы утверждаться империей Мин. И на поминальной дощечке красивыми золотыми иероглифами писалось : « Даровано милостью Великой Мин». И так было двести с лишним лет. А потом династия Мин взяла и перестала существовать. Ее место заняла династия Цин. Со всеми полагающимися преференциями.
В Чосоне были этим очень фраппированы. Это что же, теперь писать «даровано милостью Великой Цин»? Ужас. Одно дело – прогибаться под культурных китайцев, а другое – под немытых маньчжуров, набежавших из диких степей Забайкалья. Чосон теперь считал себя единственной оставшейся цивилизованной страной в мире ( не японцев же считать за цивилизованных, в самом деле), а тут такое. С другой стороны, когда король Инджо пару раз попытался что-то вякнуть против Цин, маньчжуры прокатились по Чосону паровым катком. Третьего вторжения подряд страна бы не вынесла, это даже конфуцианец способен понять.
В общем, долго заседал король со своим госсоветом, много глоток было сорвано, много конфуцианских трактатов процитировано, но в итоге пришли к решению ,которое позволяло и невинность соблюсти, и от Цин не огрести. То есть решили писать эту унизительную формулировку, но таким мелким шрифтом, чтоб его без лупы невозможно было прочесть.
И так делалось еще двести с лишним лет. О том, знали ли маньчжуры про эту фигу в кармане, история умалчивает. Может, и знали, но пренебрегали. Во всяком случае, когда Чосон снова оккупировали, это были совсем не маньчжуры.

@музыка: и опять его убьем, закопаем и пропьем

@темы: Корея, история

11:08 

О "галерных рабах", которые не были рабами

... и прочих морских обыкновениях
В средневековых морских республиках, таких как Венеция, Генуя, Пиза, гребцы на галерах были свободными людьми и получали жалование. Традиционные душераздирающие истории о галерных рабах, стонущих под бичами надсмотрщиков, следует относить к более позднему времени, когда на галеры стали отправлять каторжников. В Средние века рабский труд на галерах использовался в основном пиратами. На торговых и военных судах гребцы были в одном статусе с матросами. Они были либо наемными работниками, либо служили по набору, аналогичному рекрутскому. Набор осуществлялся по церковным приходам. Взрослые мужчины прихода тянули жребий, вытянувший отправлялся служить. Жалованье ему платил приход. Состоятельный человек мог откупиться от службы, заплатив отступные в 6 лир - сейчас это гроши, но тогда была солидная сумма.
И об экипаже в целом. читать дальше

@музыка: этот боцман дочь его была

@темы: история

16:02 

Дважды императрица и несостоявшийся реванш Пэкче

В 40 -50 гг. седьмого века н. э. королевство Пэкче ведет постоянные войны с соседствующей Силлой, и в 660 г. силаннские войска под предводительством Ким Юсина захватывают Пэкче, которое отныне перестает существовать как самостоятельное государство. Сие мы, разумеется, видели в сериалах, но об этом не будет сказано этой саге.
Нас здесь в основном интересует то обстоятельство, что Пэкче было прочно связано с островным государством Ва, оно ж Ямато. И печальная судьба Пэкче свершалась при правлении императрицу Когёку-тенно (642- 645 гг.) и императрицы Саймей-тенно (654-661гг.) Пикантность сюжета состоит в том, что Когёку и Саймэй – это одна и та же женщина. И это отнюдь не легендарная Дзингу, обстоятельства ее жизни хорошо известны. И вот каковы они.читать дальше

@музыка: Фудзияма - не яма, гора

@темы: история, Япония

16:08 

Три последующих сцены все забиты грабежом(с)

Если кто здесь, подобно мне, смотрит китайские и корейские сериалы, то помнит, что в качестве записных злодеев там нередко упоминаются «японские пираты» . Историки предпочитают брать этот термин в кавычки, если только речь не идет о 16 веке. Дело в том, что «японские пираты» - это средневековые «русские хакеры», универсальная отмазка и объект на которого вешают всех собак. Нет, пираты, конечно же, были. И среди них даже иногда попадались японцы. Но подавляющее большинство «японских пиратов» веками составляли китайцы. И вот по какой причине.читать дальше

@музыка: люди Флинта песенку поют

@темы: история, Япония, Китай

11:44 

" А под юбкой спрятана печать"(с)

В 1910 г. чосонский император Сунджон ( да, последние монархи Кореи, уже не имевшие никакое власти, звались императорами) полностью сдал страну японцам. Активную роль в этом сыграли прояпонски настроенные корейские политики, в том числе канцлер Юн Тогён. За три года до этого Юн Тогён с помощью интриг и взяток продвинул в жены императору свою 13-летнюю племянницу. Но тут нашла коса на камень. Императрица, несмотря на возраст, имела сильный характер и совершенные, чем у дядюшки политические взгляды. С начала замужества она присутствовала на заседаниях совета министров, правда, сидя за занавесом. Когда слабовольный Сунджон подписал -таки договор об аннексии, императрица Юн выкрала государственную печать, без которой документ был недействителен. спрятала под пышной и длинной юбкой придворного платья , и вынесла во внутренние покои, куда запрещен был вход мужчинам.
( вам это ничего не напоминает? Мне так весьма.)
Но на дворе был уже 20 век, Юн Тогён наплевал на правила этикета, ворвался во внутренние покои и отобрал государственную печать у племянницы. Документ был подтвержден официально.
Симбирцева, у которой я вычитала эту историю, пишет, что она хрестоматийна, и известа каждому корейцу с малолетства.
в глазах корейцев императрица Юн осталась героиней. Когда она умерла в 1966 г., на ее похороны собралась такая толпа, что снесла ворота дворца, где она доживала свои годы.
А я вот думаю - каких еще исторических аллюзий мы не ловим, когда смотрим корейские сериалы?

@музыка: раз пошел на дело клан великой сэчжу

@настроение: баек хотели? получите

@темы: Корея, история

14:10 

История Лю Синьян

Героини данной истории, в отличие от многих бойцовых дев и дам, о которых я вас рассказываю, скорее всего, в действительности не существовало. С большой долей вероятности, это патриотическая агитка времен маньчжурского владычества. читать дальше
Так или иначе , эта история в Китае чрезвычайно популярна, и по ней снято множество фильмов. Наиболее известен гонконгский фильм 1958 г. «История Лю Синьян». С тех пор было снято еще немало фильмов, но рассказать вам подробнее обо всех этих «Легендах о даме эпохи Цин», «Истории фехтовальщицы-дракона», «Тайнах императора Юнчжэна» я не могу, так как ни один из них на понятные мне языки не переведен. Давайте я вам лучше картинки покажу.

Традиционное изображение Лю Синьян.
iчитать дальше
Постер к фильму 1958 г.
читать дальше
кадры из фильмов более поздних времен.
читать дальше

@музыка: даже девочка-дура просветление познает

@темы: Китай, история

16:53 

китайско-образовательное

тут я надысь писала про образование в дореформенной Японии. При том, что там не было государственной экзаменационной системы, большая часть населения, независимо от сословной и гендерной принадлежности, была грамотной.
а сейчас я читаю про Китай. Который у нас, как известно, источник культуры и свет всему миру. Данные на тот же период - то есть середину 19 в.
Грамотных среди мужчин - 4 процента.
Среди женщин - одна десятая процента.
Не, я понимаю, что населения в Китае в разы больше.
Но вот как-то если меня начнут убеждать, что ЕГЭ конфуцианство для образования полезно...

@музыка: советник Ито, вы большой ученый

@темы: история, матчасть

12:20 

Про многодетных отцов

За всю историю Чосона больше всего детей было у третьего короля ( а фактически, реального создателя государства) – Тхэджона ( Ли Банвона) – 29.
У его наследника Сэчжона, который считается самым великим королем Чосона, и уж безусловно является самым популярным, детишек в целом было поменьше, зато было самое большое количество сыновей за всю историю династии, а это круче – 17.
Скрупулезные корейские историки это подсчитали, и пришли к выводу, что самые многодетные короли были одновременно и самыми успешными в политическом плане. Потому что их переполняла жизненная сила! Возникла даже пословица по этому поводу – «герои любят женщин».
И не то, чтоб они были так уж неправы. Пока династия была на подъеме, короли активно проявляли себя во всех сферах. Когда все пошло на спад, династия стала вырождаться в прямом смысле – детей у королей рождалось все меньше, и они в основном были болезненны и жили недолго.
Эта модель не на всякую династию налезает, но вот к Чосону применима.

@музыка: интересно девки пляшут

@настроение: ...и трахоцца (с)

@темы: история, Корея

13:55 

школьные годы чудесные

Кино и сериалы создают впечатление, будто если японцы чему и учились, так исключительно фехтованию. Ну да, многие учились. Но как обстояло дело с образованием в целом? Ведь государственной системы экзаменов, придуманной китайцами и скопипащенной корейцами, у них не было.читать дальше

@музыка: и вот теперь - урок литературы, я в белых таби видывал ее

@темы: Япония, история

13:25 

Посмертные разборки дома Ли

Первая жена основателя Чосона Ли Сонге умерла за год до того, как он захватил престол – в 1391 г. А тут, помимо борьбы за власть – седина в бороду, бес в ребро – почтенный генерал влюбился в младую деву из знатного рода Кан, и тут же на ней женился. Позже она получила тронное имя королева Синдок.
Молодая королева была не менее амбициозна, чем ее стареющий супруг, и хотя у Ли Сонге были взрослые сыновья от первого брака, убедила мужа назвать наследником своего первенца – Бансока.
В 1396 г. королева Синдок умерла. Почему так рано – неизвестно. Может, частые роды истощили организм, может, поспособствовал кто.
Ли Сонге был безутешен. Он построил жене величественную гробницу и завещал похоронить себя рядом с ней.
А дальше произошли известные нам события, культурно именуемые «Первая война принцев».читать дальше

@музыка: уж полночь, черт в помощь

@темы: история, Корея

12:53 

Чингиз-хан в женском обличии и "хан в ящике"

После того, как пала империя Юань, и монголов выперли из Китая на историческую родину, дела на этой исторической родине – «коренном юрте» шли все хуже и хуже. Через сто лет казалось, что Монголии, как государству, скоро придет конец. Покоренные Чингиз –ханом племена жаждали вернуть независимость, более сильные соседи отъедали куски от степи.
Правил тогда хан с неблагозвучным для русского уха именем Мандугул. У него мало что государственные дела не складывались, так еще и детей не было, хотя у хана имелось как минимум две жены ( ну, в летописях упомянуты две). Нашел он себе соправителя именем Болху-джимонг. Не бог весть что по статусу, зато с родословной все в порядке – по прямой линии от великого Хубилая. Но два хана на одной кошме не усидели. Скоро Мандугул решил, что соправитель хочет его убить, и решил успеть первым. Болху-джимонг не стал дожидаться и сбежал. И был убит в степи грабителями, которые даже не знали, кто он такой – повелись на богатый халат и хорошего коня.
А Мандугул умер от общей разочарованности в жизни. Стоял 1467 г., и казалось, что Монголии сейчас развалится. Во всяком случае, не одного претендента на престол этого безобразия не имелось.
И тогда на сцену вышла вторая жена покойного Мандугула с еще менее благозвучным именем Мандухай. Ну что делать, как звали ,так звали. При жизни мужа она никакой политической роли не играла. Было ей, по сведениям одних летописей – тридцать, по другим – двадцать лет.читать дальше

@музыка: взял я саблю, взял я востру

@темы: женщины, история

13:41 

куклы и кукловоды

С начала 17 века в Японии стали активно развиваться «городские» виды театрального искусства, как бы противопоставленные « аристократическому» театру Но - драматический театр кабуки и кукольный – дзёрури. О кабуки , пожалуй, все достаточно знают. Поговорим немного о кукольном театре, ибо Япония одна из тех стран, где этот вид искусства достиг изрядных высот.
На Западе японский кукольный театр обычно называют «бунраку», но это термин поздний и появился только в конце эпохи Эдо. Первоначальное название было вдохновлено одной из ранних пьес «История девушки Дзёрури».
В отличие от западного кукольного театра, текст произносился не кукловодами. Его читал актер –рассказчик под аккомпанемент сямисена или бива. Если пьеса изначально была написана для кукольного театра, а не взята из репертуара драматического, в ней, помимо реплик персонажей, были и тексты «от повествователя». Он рассказывал, где происходит действие, о предыстории событий, о переживаниях персонажей, которые они не выказывают.
Поначалу, когда и куклы-марионетки, и искусство кукловодов были довольно примитивны, в первую очередь зрители ценили мастерство чтецов и музыкантов – имена некоторых из них дошли до нас. Но постепенно кукольный театр совершенствовался и к середине 18 века достиг своего расцвета.
Управлять куклами было очень сложно, на каждую куклу требовалось три кукловода. Но зато куклы двигались так, что живые актеры стали подражать кукольной пластике.
Насколько можно судить по фотографиям сохранившихся кукол, выглядели они весьма реалистично, головы и лица делались особо тщательно.
Репертуар драматического и кукольного театров не особо отличался и был, в принципе, взаимозаменяем. Особенно любила публика пьесы , основанные на «случаях из жизни», тогдашней криминальной и скандальной хронике.
И когда будете читать либо смотреть пьесы Тикамацу Мондзаэмона – «японского Шекспира», вспомните, что в большинстве своем они были написаны для кукольного театра.

@музыка: если кукла выйдет плохо, назову ее "дуреха"

@темы: история, Япония

11:52 

а пошли все в баню!

В одном корейском сериале есть такой эпизод: герой, будучи чосонским посланником в Японии, просит прогулять его по Эдо. И тут его постигает культурный шок и когнитивный диссонанс - он увидел общественные бани. Люди вместе моются, жуть, кошмар, разврат! А если б он еще узнал, что большинство бань были совместные - мужские и женские, целомудренного чосонца, наверное, вообще бы удар хватил.
так вот, про бани.
Бани в Эдо появились еще до эпохи Эдо. Токугава Иэясу, строя город, учитывал местный климат, и строил также и бани. Но это были не те бани, которые мы часто видим в японском кино - с большими ваннами. фактически, бассейнами. Это были парные, напоминающие сауны. Бани с ваннами появились значительно позже.
Бань в Эдо было очень много, около полутысячи на город. Были и раздельные, но подавляющее большинство - совместные. Сие не означало, что мужчины и женщины мылись вместе. У них были разные отделения. Вдобавок традиционно было разное время посещения. С раннего утра в баню шли мужчины, потом - женщины, и еще позже - дети. Один из тогдашних беллетристов расписывал, что в ранние часы, когда женское отделение пустует, там сидят полицейские и слушают разговоры горожан за перегородкой. Не знаю, насколько это соответствовало истине.
Плата за посещение бань была совсем невысокой: 10 мон (монета самого мелкого достоинства) для взрослых, 6 - для детей. так что даже бедняки могли позволить себе регулярно мыться. Вдобавок тарифы не повышались более полутораста лет. Только к концу 18 они несколько выросли. Тогда же в целях укрепления скреп борьбы за нравственность совместные бани запретили, но примерно через полвека открыли снова. Очередной запрет на совместные бани последовал уже в конце 19 века, под влиянием вестернизации.
Помимо обычных бань, имелись и лечебные. там в воду добавлялись ветки или листья растений, считавшихся целебными. Особенно распространена была ванна с криптомерией, поскольку считалось, что древесина этого дерева излечивает весьма распространенную в Эдо болезнь бери-бери -- разновидность острого авитаминоза. Цена за посещение лечебных бань была , естественно выше, чем в обычных.

@музыка: монах под кустом криптомерии

@темы: история, Япония

10:53 

"Все предрассудки прочь отринув, но чтоб от бога по секрету"(с)

Буддизм запрещает есть мясо, да и рыбу, в общем-то.
На запреты запретами, а кушать хочется всегда. Поэтому японцы рыбу ели, если была возможность. Разве что в самых строгих монастырях могли быть с этим проблемы.
Вот с мясом было сложнее.
Воинам прилично было есть дичь. Оно как бы не для того, чтоб набить брюхо, а для увеличения мускульной силы.
А вот мясо домашних животных было нельзя. Вы что, это же друзья человека, это же почти людоедство!читать дальше

@музыка: а я люблю повеселиться, особенно люблю пожрать

@темы: Япония, история

Навий день

главная