11:21 

Пропп и хвараны

Grissel
В выходные по причине мерзкой погоды, сидела дома, и взялась перечитывать главный труд Владимира нашего Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Книгу сию, полагаю, все здесь читали, но может быть, давно не перечитывали. И я не перечитывала -а когда взялась, зацепилась за некоторые моменты.
Напомню, что труд Проппа в основном исследует - и реконструирует-- ритуал инициации, обычай посвящения мальчиков в "мужской союз". Этот обычай был свойствен практически всем народам на стадии родо-племенного строя.
Вот в чем он состоит - по достижения отрочества мальчики покидают семью и племя, и уходят в обособленный "большой дом". Там они проходят ряд испытаний, порой очень жестоких, включающих истязания. По мере нахождения в "большом доме" мальчики обучаются воинским и охотничьим умениям. Но Пропп делает акцент на том, что одновременно они обучаются ритуальным песням и танцам, заучивают заклинания - то есть осваивают основы шаманства. Через несколько лет, став взрослыми,посвященные возвращаются в племя. Теперь они получают права завести собственную семью. Только прошедший инициацию имеет право быть воином, охотником, вождем.
В "большом доме" имеют право находится только те, кто принадлежат к братству. Непосвященным - женщинам, детям - вход туда запрещен под страхом смерти. Однако в "большом доме" как правило живет девушка. В сказках это всегда "названная сестрица" героев , однако исследователи полагают, что в действительности она состояла в групповом браке с участниками братства. При этом ее положение не позорное, а почетное, она - госпожа братства, "царевна". Она единственная из женщин проходит ритуальное посвящение, после чего считается воскресшей из мертвых, и возвращается в племя, а ее сменяет другая девушка.
И тут мы доходим до самого для нас интересного. Весь этот ритуал возник на стадии перехода от матриархата к патриархату. Поэтому, хотя в "мужской союз" ясное дело входят только мужчины, дух-- покровитель братства представляется женщиной. И глава братства, наставник посвящаемых во время ритуалов носит женскую одежду и маску. ( Возможно, первоначально это действительно была женщина, но Пропп об этом не пишет) "Сам посвящаемый иногда мыслится превращенным в женщину. Его тайное имя иногда - женское. Высшая степень посвящения включает умение превращаться в женщину"(с) Следы этого обычая сохранились по сию пору - шаманы во время камланий носят женскую одежду или включают в свою одежду ее элементы. Но мы сейчас о другом.
Вам все это ничего не напоминает? Совсем-совсем ничего?
вопрос конечно, риторический.
И возраст ( с 14 до 18 лет), и обособленное проживание с обучением и испытанием и наставник-духовидец - куксон, и вонхва -повелительница, единственная женщина в мужском союзе, и разумеется , раскраска лица "под женщину". Ну и то, что хвараны исполняли шаманские функции и были хранителями стихотворной традиции, вам любая статья в энциклопедии скажет. Собственно, в корейском языке "хваран" является синонимом шамана.
Правда, в нашем любимом сериале на шаманские функции ( как и на реальный возраст хваранов) забит мощный болт, хвараны по ходу являют чисто военную организацию - но и тут проговариваются, что они единственные мужчины, принимающие участие в религиозных ритуалах и имеющие право входить в храм ( жрицами являются только женщины).
Однако Пропп настаивает, что с приходом рабовладельческого строя , образованием государственности и усилением царской власти, мужские союзы играют все меньшую роль и наконец исчезают вовсе. А организация хваранов возникла в государстве вполне себе феодальном. Но может быть, причина тому - те обстоятельства, что элементы матриархата в Силле сохранялись очень долго, а шаманизм на те времена был государственной религией?
Вообще, по мере перечитывания, я нахожу все больше мифологических элементов в КС - и связанных именно с этим ритуалом. Но о том в другой раз, если вам интересно.


@музыка: мальчики-цветочки у меня в садочке

@настроение: ...частной собственности и государства!

@темы: матчасть, история

URL
Комментарии
2016-04-26 в 11:32 

AnnetCat
Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Мало того, что интересно.
Напоминаю, что некоторые тут вообще математики и Проппа не читали)))

2016-04-26 в 11:33 

Grissel
AnnetCat, зато в шаманах разбираются!

URL
2016-04-26 в 11:40 

AnnetCat
Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Grissel, это была такая пыль в глаза, честно говоря... шаг вправо, шаг влево - автор утоп... )))

2016-04-26 в 11:50 

Шано
ну вот митраизм вроде как не на заре патриархата зародился. и всякие масоны тоже. так что пусть тут Пропп насчет мужских союзов поосторожнее...

2016-04-26 в 11:54 

Grissel
Шано, Пропп был серьезный ученый и на масонов клал с прибором.
Митраизм -- если ты про ту разновидность что была в Римской империи -- как раз поздняя форма этого явления. То есть фигня вся та же, но уже вполне вписанная в конкретный социум.

URL
2016-04-26 в 11:57 

Шано
Не знаю... где родовой строй и где римский митраизм... по моему, это две большие разницы. Но я не серьезный ученый, это да.

2016-04-26 в 11:57 

Grissel
AnnetCat, а читатели втянулись!

URL
2016-04-26 в 12:00 

Grissel
Шано, митраизм - это конкретная религия римских легионеров времен поздней империи . И никаких в натуре баб-с. Именно поэтому мировой религией митраизм и не стал.

URL
2016-04-26 в 12:02 

Шано
Grissel, я про мужской союз, а не про баб. Вот про то, В "большом доме" имеют право находится только те, кто принадлежат к братству. Непосвященным - женщинам, детям - вход туда запрещен под страхом смерти.

2016-04-26 в 12:08 

Grissel
Шано, ну да, но вот рудиментов матриархата у митраистов не было никаким макаром. У хваранов таки были. А я собственно из-за этого эссюшку и писала.

URL
2016-04-26 в 12:12 

Шано
Grissel, дык понятно. просто у мене свои мысли о своем)

   

Навий день

главная