Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:13 

Продолжение истории галерных гребцов

Grissel
... или от гастарбайтеров к каторжникам


Как уже было рассказано, в период раннего средневековья галерные гребцы и матросы находились примерно в одинаковом статусе. Но с развитием судостроения между гребцом и квалифицированным матросом, умевшим обращаться со снастями, появилось резкое различие. Оно не только выражалось материально ( помимо разницы в жалованьи – не очень большой, матрос мог беспошлинно вывозить и ввозить определенное количество товаров). К гребцам теперь относились с презрением – как к людям, не сумевшим освоить хоть какое-то ремесло. Надо сказать, что к 13 веку, а речь у нас об этом периоде и более поздник веках, гребцы уже не были «рекрутами» от приходов, и работали по найму. Но нанимались на такую работу граждане Венеции исключительно в крайности. Гребцов катастрофически не хватало, а флот увеличивался. А те, кто нанимались, заимели привычку, получив аванс – иногда от нескольких капитанов – с этим авансом сбегать. Их ловили, сажали в тюрьму, а потом заставляли отрабатывать полученное. Затем судовладельцев осенила блестящая мысль – зачем эти промежуточные телодвижения с авансом, когда можно сразу пойти за работниками в тюрьму? Заключенным стали предлагать замену отсидки отработкой на веслах.
Так были сделаны первые шаги к использованию каторжного труда, но чтоб пройти весь путь, понадобилась еще пара столетий.
Надо сказать, что в следующем веке плохо дело обстояло не только с гребцами, но и с матросами. Виновата была чума, основательно проредившая городское население. Именно тогда в венецианском морском обиходе появилось понятие «юнга». Ранее морские законы запрещали принимать в команду мужчин моложе 18 лет, теперь, из-за нехватки рабочих рук , стали брать и подростков. Но потом ситуация с матросами выровнялась, а с гребцами становилось все хуже и хуже. Проблему пытались решить с помощью иностранной рабочей силы. В гребцы, еще с 13 века, стали вовсю вербовать уроженцев Далмации, благо Далмация была венецианской колонией. После падения Константинополя славян на веслах потеснили греки. Но и с помощью гастарбайтеров проблема не решилась.
В итоге «добровольную» замену отсидки работой на веслах решили сделать принудительной.
1545 г. стал переломным. Тогда из венецианской лагуны впервые вышла галера, где гребцы были прикованы к скамьям. Эксперимент сочли удачным, и опыт пошел в массы. Своих каторжников быстро стало не хватать, и рабов стали прикупать - не только в других городах, но и в других странах. Использовались для работы на веслах и военнопленные.
К концу 16 века на венецианских судах практически не осталось свободных гребцов. Только рабы-каторжники, которых нам обычно и рисует кино и литература ( а вот надсмотрщики были свободными, но венецианцы тоже не жаждали наниматься на эту работу; надсмотрщиками как правило служили албанцы).
В течение следующего столетия парусный флот постепенно вытеснял галерный, и проблема гребцов перестала быть актуальной. Но это уже другая история.



@музыка: подернем, подернем, да ухнем

@темы: история

URL
Комментарии
2017-08-08 в 12:28 

Шано
перепащивать можно?

2017-08-08 в 12:41 

Grissel
Шано, можно.

URL
2017-08-08 в 21:39 

Эльвинг
Идущая сквозь сумрак
Grissel, спасибо за пост! :hlop:

2017-08-09 в 09:35 

Grissel
Эльвинг, про Венецию будет еще пара баек.

URL
   

Навий день

главная