Послесловие к книге "Ветер и меч". Авторская версия, в опубликованной есть некоторые отличия.
"Ветер и меч" ( «Мирина») является не историческим, а фантастическим романом, и
заметные невооруженным глазом заимствования из Геродота и Диодора
не должны вводить читателя в заблуждение. Описанные здесь события
никогда не происходили. Назвать "Мирину" романом на
мифологический сюжет тоже затруднительно.читать дальше
Начать с того, что здесь произвольно смешаны два главных мифа об
амазонках - цикл Пентезилеи и цикл Мирины. Первая была царицей
амазонок Темискиры и выступала союзницей Трои против греков.
Традиция помещает Темискиру на реке Термодонт в Малой Азии.
Современные ученые предполагают, что исторические амазонки
(которые были не нацией, а кастой воинственных жриц Богини-Девы)
жили, скорее, на черноморском побережье Кавказа и в Таврии. Мне
последняя версия нравится больше.
Миф двояко объясняет пребывание Пентезилеи в Трое. Либо она
прибыла туда, чтобы пройти ритуальное очищение после совершенного
убийства. Но во время военных действий религиозное паломничство
представляется сомнительным, тем более, что для подобной цели
вряд ли берут с собой воинский контингент. Либо - что
правдоподобнее - она была приглашена в Трою Гектором именно как
военный союзник. Но к моменту ее прибытия Гектор был уже мертв...
В описании событий Троянской войны допущено не столь уж много
вольностей. Согласно мифологическому канону, Ахилл убил
Пентезилею и надругался над ее трупом. Но существует и прямо
противоположный вариант мифа. именно его использовал Клейст в
своей трагедии "Пентезилея". Презрительное отношение к Парису
имеет довольно давние традиции, хотя Гомер не сообщает о нем
ничего порочащего ( напротив, его второе имя - Александр, то
есть"Победитель"). В частности, Овидий, рассказывая о гибели
Ахилла от стрелы Париса, говорит примерно следующее :" уж если
суждено было Ахиллу умереть о женской руки, лучше бы это было
рука амазонки".
Гекаба - другая транслитерация имени Гекубы. Согласно мифу,
пленная троянская царица в конце жизни была превращена в собаку.
Собаки, как известно, непременные спутницы Гекаты. Естественно
предположить, что Гекабы была жрицей этой богини.
Что касается Мирины, то ее родиной, по мифу, является Ливия, она
же Киренаика. Именно там, в Северной Африке, она ведет
завоевательные войны. Диодор Сицилийский называет совершенно
фантастическое количество амзонок, составивших изначальное войско
Мирины: тридцать тысяч всадниц и три тысячи пехоты ( явно
сакральное число - тридцать три). После войн с атлантами и
горгонами Мирина ведет победоносные войны в Африке, Аравии и
Египте, захватывает островную Грецию и погибает в сражении со
скифами и фракийцами. Однако Гомер говорит, что гробница Мирины
находится под Троей. К тому же сейчас считается, что "Ливия" мифа
- следствие путаницы с Либией в Малой Азии, что опять подводит
нас к Термодонту, Темискире и Пентезилее.
Ученые отказывают мифу о Мирине в праве на какую-нибудь
историчность. Роберт Грейвс в "Мифах Древней Греции" пишет о ней:
"... великая луна-богиня Мариам, Мирина, Ай-Мари, Мариамна или
Мариенна". Он также считает Мирину воплощением Великой Матери в
ее ипостаси покровительницы мореплавания, Среди стран, где
почиталось подобное воплощение Богини, упоминаются Фракия и
бассейн Танаиса (Дона).
Итак, "империя" Мирины - это воспоминание о странах, живших в
матриархате, а морские обряды Великой Богини породили рассказы о
морских походах Мирины. Упоминаемый Грейвсом "знак Мирины" -
также символ Трехликой Богини.
Основное отступление от мифа, сделанное мной - то, что Мирина
становится соратницей и соплеменницей Пентезилеи и принимает
участие в Троянской войне. Ее последний поход в Европу становится
возвращением на родину. Есть и другие отступления. Самофракийский
эпизод относят к последнему периоду деятельности Мирины, а не к
начальному ( кстати, столица ближайшего к Самофракии острова
Лемнос носила имя Мирина). Митилена была родной сестрой Мирины,
на месте ее гибели выстроен одноименный город на острове Лесбос.
Вообще часть имен амазонок Мирины, такие как Кирена, Амастрида,
Смирна и другие - являют собой эпонимы городов и святилищ,
построенных в легендарных местах их захоронения. Другие имена,
заимствованные из разных источников, имеют смысловое значение:
Аэлло - вихрь, Биа - сила, Бронте - молния ( так же, как и
Стеропа). Мелайна - черная, Меланиппа - черная кобылица, Лисиппа
- бешеная кобылица. Никта - ночь, Хтония - подземная.
Разумеется, кроме упомянутой мной, по данному вопросу имеется
масса литературы, и научной, и художественной. Почти все эти
опусы написаны с позиции ненависти. Некоторые - с позиции любви.
И все - с позиции непонимания. Последнее меня удручает больше
всего. И меньше всего меня волнует женоненавистничество. Нашему
обществу - я имею в виду именно общество, патриархальное
общество, а не отдельных его представителей - необходим Враг. Он
может называться еретик, безбожник, мракобес, коммунист,
антикоммунист, жидомасон, враг народа, плутократ, империалист -
как угодно. Враг вне меня. Не я. То есть проще всего на этом
месте оказывается женщина.
Но как можно не видеть очевидного, я не понимаю. Ничего не
поделаешь, как сказала бы Мирина.
Я не понимаю, почему матриархат обязан быть апофеозом кровавой
жестокости и сексуального беспредела, как его нам обычно
живописуют.
Я также не могу выдвинуть по этому вопросу никаких серьезных
возражений. Может, да, а может, и нет. Мы ничего не знаем об этом
Могу лишь сказать, что сейчас, когда жестокость и насилие волной
заливают мир, матриархат к этому не имеет никакого отношения.
Скорее он мог бы этому воспрепятствовать.
А может, и нет.
Именно благодаря этому фактору неопределенности я считаю важным,
чтобы повествовательницей в книге стала не секс-бомба и не
берсерк в юбке, а холодная и добросовестная чиновница, волей
обстоятельств назначенная на роль завоевательницы.
Почему бы тогда не отказаться от жизнеописания никогда не
бывавшей и не бывшей Мирины, и не написать роман об Александре
или Клеопатре?
Потому что я не вижу смысла в писании исторических романов.
"История. Описание, чаще всего лживое, действий, чаще всего
маловажных, совершенных правителями, чаще всего плутами, и
солдатами, чаще всего глупцами." Амброз Бирс.
Чтобы не быть лживым, роман обязан быть фантастическим.
Это фантастический роман.
По заявкам трудящихся
Послесловие к книге "Ветер и меч". Авторская версия, в опубликованной есть некоторые отличия.
"Ветер и меч" ( «Мирина») является не историческим, а фантастическим романом, и
заметные невооруженным глазом заимствования из Геродота и Диодора
не должны вводить читателя в заблуждение. Описанные здесь события
никогда не происходили. Назвать "Мирину" романом на
мифологический сюжет тоже затруднительно.читать дальше
"Ветер и меч" ( «Мирина») является не историческим, а фантастическим романом, и
заметные невооруженным глазом заимствования из Геродота и Диодора
не должны вводить читателя в заблуждение. Описанные здесь события
никогда не происходили. Назвать "Мирину" романом на
мифологический сюжет тоже затруднительно.читать дальше