Прежде всего, заметим, что КС – сериал, исключительно насыщенный мифологическими мотивами, прямого отношения к ритуалу инициации не имеющими. Это пророчество, связанное с рождением героя, небесные знамения, сопутствующие его рождению и смерти, мотив проклятого, запретного царского ребенка, отвернутого родителями и выращенного простыми людьми, до поры в неведении о своем происхождении ( здесь правда, нет сопутствующего обстоятельства – младенца отправляют по водам в корзине, лодке, ящике или бочке – это мы можем увидеть в других корейских сериалах) Но все это не имеет прямого отношения обряду посвящения. Важно тут другое. В беллетристике и сериалах все эти мифологемы могут быть применены к женщине, но в мифах всегда фигурирует герой.
Заметим также, что почти все чудеса в данном сюжете имеют рациональное объяснения или являются следствием обмана. Миф подан как историческое повествование.
Итак ,рассмотрим сюжет и персонажей КС с точки зрения ритуалов инициации.читать дальше
В большинстве мифов главный подвиг, сопутствующий инициации убийство героем чудовищного зверя. Как правило это дракон или змей, но в мифах разных народах это может быть волк, бык, или тигр.В ранних версиях мифа герой проглочен чудовищем и побеждает его, разрубив изнутри.
Именно это происходит с героем пролога – королем Чинхыном. Но поскольку повествование «историческое», деяние рационализируется. Чинхын, на которого напал тигр, просовывает руку ему в глотку и разрезает ему гортань маленьким кинжалом – саёпто, ибо другого оружия у него нет ( давайте не станем уточнять, почему король оказался на охоте только с игрушечным кинжальчиком). Чинхын – традиционный эпический герой и тигра он убивает буквально.
В дальнейшем историю об убийстве тигра правнучкам Чинхына рассказывает Мисиль. С принцессой Схонмён это не срабатывает, и мы позже поясним, почему. А вот Токман все понимает правильно, свое решение одной войти во дворец, захваченный врагами – она характеризует как решение войти в пасть тигра. Мы имеем здесь тут же историю, однако здесь убийство тигра через поглощение – метафора.
К образу Токман и связанных с ним мифологем мы перейдем чуть позже, а пока вернемся к Чинхыну и саёпто.
Как учит нас исследователи, герой в процессе испытания получает волшебный дар – кольцо, меч, клубок ниток и т.д. Волшебный дар заключает в себя часть магической силы духов –предков и является его оберегом. В нашем сюжете это саёпто, о котором прямо сказано, что это родовая реликвия, приносящая удачу. Перед смертью Чинхын отдает кинжал внуку. Но тот – слабое и жалкое существо, не способное пройти инициацию, и от саёпто ему нет никакой пользы.
Иное дело – младшая дочь Чинпхёна Токман. Ее кинжал будет оберегать еще до рождения, ибо ей волшебный дар и предназначен.
Однако наследник Токман – Чхунчху, саёпто не получает, хотя его жалким существом никак не назовешь. Потому что Чхунчху в мифологической системе образов совсем другой персонаж – трикстер: лгун, притворщик и провокатор. А волшебный дар предназначен герою.
А кто же у нас герой? Токман.
Не героиня. Именно герой. История Томан(Сондок) – построенная по всем архетипам история героя, короля-властителя. Поэтому инициацию она должна проходить по мужскому паттерну.
Девушка , переодетая мужчиной – один из главных штампов корейских сериалов, но здесь этот прием приобретает иной смысл. Токман во время пребывания в корпусе хваранов не «царевна», общая жена мужского союза. Она именно что входит в этот мужской союз, и наравне со всеми происходит положенные испытания, обучаясь воинскому искусству.(Кстати, Пропп, перечисляя эти испытания, упоминает погружения в гряз. Здесь этот мотив повторен дважды – во время тренировок и во время войны когда обессилевшая Токман лежит в болоте).Есть и истязания – Токман ложно обвиняют в убийстве и пытают. Пройдя положенные герою испытания и предписанные подвиги – возращение солнца на небо, победа над «тигром» - заговорщиками, захватившими дворец, и становится королем – к сожалению в русском переводе пропадает этот нюанс в титуловании. Токман не королева, а король, монарх в своем праве. После коронации мы более ни разу не увидим ее в мужской одежде. Сама корона приравнивает ее к мужчинам. В этом свете и безбрачие героини, под которое в сюжете подведены психологические и политические мотивировки, приобретает иной смысл. Будучи героем и королем, Токман не может выйти замуж. «Никто не будет обладать мной, пока я ношу корону» (с) Понимая, что ей недолго осталось жить, она пытается отречься от власти, чтоб немного побыть женщиной и женой – но уже не в состоянии пойти против предписанного статуса. Она останется королем до самой смерти.
А что делать герою в той ситуации, когда роль героя достается героине? Он выступает до некоторой степени ее дублером. Юсин представляет Токман в тех областях, где «условно» быть мужчиной недостаточно – там где герою надобно жениться на Ягишне или Змиевне, или сражаться на бранном поле. В каком-то смысле Юсин – это функция Токман. Ее последние слова –«оставляю королевство на тебя», хотя Юсин не является ее наследником. Исторический Юсин совершал свои завоевания в правление Чхунчху, но в эпилоге сериала Юсин приходит с известием о своей победе не к здравствующему королю, а к гробнице Сондок. Функция продолжает действовать. Характерно, что там у гробницы, он находит Альчхона ( об этом опять же позже).
Героиня в нашей истории однако есть. Это Мисиль. Самый интересный образ, совмещающий в себе несколько мифологических ролей.
Мисиль сюжетно воспринимается как злодейка, но в действительности, в совей первой роли одна и есть героиня в мифологическом смысле. Повелительница хваранов, «царевна» ( этот титул она и носит, хотя по происхождению ею не является) , супруга «мужского братства». Многомужество Мисиль подчеркнуто – она является официальной наложницей короля, имеет признанных мцжа и любовника ми состоит в связи либо требует в мужья остальных представителей королевской семьи. Помимо этого, как сказано в молодости она «не пропускала ни одного красивого мужчины». Это совершенно не воспринимается как разврат ни окружающими, ни самой Мисиль, самой рациональной из персонажей сериала. «Я завоевывала сердца людей, чтобы получить государство». Простонародье считает ее «полубогиней» и «вестницей небес». (Токман, после официального признания царевной от статуса вестницы небес отказывается. Это не подобает герою).
Однако другая ипостась Мисиль, которая большую часть сюжета женщина в возрасте – ведьма, мать Змея. Дракона, Гренделя. Она является самым сильным противником героя, но иногда является дарительнцей и наставницей. Иногда герой вступает в связь или брак с ее дочерью ( в данном случае внучкой).
Помимо наставничества ведьмы здесь Мисиль приходится принимать на себя функцию наставника героя как такового ( далее будет объяснено почему). Токман неоднократно повторяет, что всему, что она знает и умеет, она научилась у Мисиль, а Мисиль втайне сожалеет, что Токман не передали во младенчестве ей на воспитание – она бы вырастила себе преемницу…
Поэтому, несмотря на гибель Мисиль, как наставник она одерживает победу – получившая власть Токман коленопреклоненно благодарит Мисиль, без которой она бы ничего не добилась.
Герою при прохождении инициации положен волшебный помощник. Она может выступать в облике зверя,птицы, человека или ожившего мертвеца – это все неважно. Ибо на самом деле помощник – воплощение духа-хранителя рода, оберегающего героя. Их отношения начинается с того, что волшебник спасает помощника, оказывает ему услугу, или просто не убивает, когда имеет возможность, и строятся на заключении определенного рода договора. «Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь». В силу своей нечеловеческой природы помощник бывает сильнее героя.
И такой персонаж у нас имеется в чистом виде. Это Альчхон. Ситуация со спасением жизни ( фактически – с запретом на самоубийство) и последующим «договором» подразумевающим служение, повторена дважды. В служении смысл жизни Альчхона. Он – хранитель Токман в буквальном смысле – глава ее охраны. И в эпилоге Альчхона мы видим у гробницы Токман. Поскольку «функция» Токман – Юсин, еще жива, хранитель продолжает свою службу.
Сложнее дело обстоит с Чхонмён – сестрой-близнецом, точнее двойняшкой Токман. Насколько я знаю, корейский фольклор не знает близнечных мифов, но в мировой мифологии их полно, и мифологические близнецы всегда мужчины. И да, Чхонмен пытается быть тем же, чем Токман – героиней, принявшей на себя роль героя. Но у нее это не получается. И не потому, что она успела побывать замужем и родить ребенка. Это было до того, как она решила вступить в борьбу с Мисиль, и не считается. Но у Чхонмён не хватает сил для геройской роли. Хотя сюжет подчеркивает, что между сестрами существует своего рода эмпатическая связь, мы ясно видим, что Токман самодостаточна. А Чхонмён для ощущения себя полноценным существом необходима Токман, даже когда она не знает об их кровном родстве. Когда она уговаривает Юсина вернуть Токман, покинувшую столицу, рефреном звучат слова «ради меня!». Токман же она сетует, что «нас лишили нормального детства» ( Токман определенно не чувствовала себя в детстве обделенной). Нет, Чхонмён не может быть героем – не из-за своей женской сущности. Она персонаж из другой мифологемы – танист, «теневой двойник» короля, приносимый в жертву ради короля. При том, что на виду именно Чхонмён, а Токман до поры находится в тени. Томан – солярное существо, ее явление народу происходит одновременно с возвращением солнца из тьмы хаоса ( инее важно, что все заранее просчитано и затмение использовано в интриге), Чхонмен – теневое. В своем стремлении быть героем она пытается использовать волшебного помощника, но Альчхон не может ее спасти при всем желании. Он предназначен не ей. Чхонмён должна умереть, чтобы Токман могла царствовать.
Обратим внимание, как и где она умирает. Чхонмён в буквальном смысле убивают вместо Токман, по сюжету – по ошибке, но мы-то знаем, мы знаем, что танист выступает заместителем короля в в качестве жертвы. И происходит это на берегу реки. Река в мифе всегда граница между миром живых и мертвых. Токман должна была уплыть к Китай, в Иноей царство=умереть. Но смерть Чхонмён не дала ей войти в лодку( в лодке как нам известно, часто погребали умерших).
(Вероятно, следует остановиться еще на одном моменте. Перед решающим боем в сказках героя зачастую сражает богатырский сон. Иногда упоминается, что спит он «три дня и три ночи»).
После гибели Чхонмён Токман трое суток без сознания, а когда приходит в себя, психологическое перерождение завершено – она отрекается от своей женской сущности и готова сражаться за власть).
Мы уже упоминали, что сын Чхонмён, Чхунчху представлен трикстером. Но если герой должен быть один, то к трикстеру это не относится. Мы видим на сюжете еще одного трикстера , только в более бытовом варианте – Чукбана. Не случайно Чхунчху искренне привязан только к Чукбану, они существа одной породы.
Мы упоминали персонажей, которые в истории инициации сыграли свои роли удачно, пусть порой и ценой своей жизни. Но под занавес – те, кому это не удалось.
Мунно. Это прямо обозначенный глава мужского союза, наставник посвящаемых. Наставник, как уверяют нас исследователи, поддерживает контакт с миром духов и предков, является шаманом. И действительно, он представлен духовидцем, видения Мунно единственные чудеса на сюжете, не имеющие рационального объяснения. Так же, как глава мужского братства, Мунно проявляет исключительную мизогинию. Он готов признать свою противницу Мисиль, потому что она как «царевна» играет по установленным правилам, но не Токман , ибо женщина как герой для него неприемлема.
А вот как наставник Мунно своей ролью совершенно пренебрегает. Он забрасывает вверенный ему мужской союз, отказывается обучать своего единственного ученика – потому что тот не соответствует его идеалам, и Токман – потому что она женщина. Наконец, он вроде бы находит для себя идеального ученика – Юсина, но поскольку Юсина в сюжете не существует в отрыве от Токман, то ничего из этого не получится. Как наставник Мунно терпит крах.
И наконец, Пидам. Поначалу кажется, что трикстер на сюжете именно он, а не Чхунчу. Но нет, он входит в сюжет как герой,только не того формата как тандем Токман-Юсин, если те «Иван-царевич», то Пидам – Иванушка –дурачок ( хотя по происхождению он царевич как раз), который в итоге должен, по правилам, получить царевну и корону. Чего от него окружающие и ждут. Но Пидам выбирает неправильные цели – он выбирает ту царевну, которая от роли царевны отреклась и стала героем, а когда он начинает добывать себе корону без царевны, то обречен на поражение – Иванушке –дурачку царство без царевны не положено.
Пидам терпит полный крах – а чего вы хотели от ученика такого наставника, как Мунно?
КС и ритуал инициации
Прежде всего, заметим, что КС – сериал, исключительно насыщенный мифологическими мотивами, прямого отношения к ритуалу инициации не имеющими. Это пророчество, связанное с рождением героя, небесные знамения, сопутствующие его рождению и смерти, мотив проклятого, запретного царского ребенка, отвернутого родителями и выращенного простыми людьми, до поры в неведении о своем происхождении ( здесь правда, нет сопутствующего обстоятельства – младенца отправляют по водам в корзине, лодке, ящике или бочке – это мы можем увидеть в других корейских сериалах) Но все это не имеет прямого отношения обряду посвящения. Важно тут другое. В беллетристике и сериалах все эти мифологемы могут быть применены к женщине, но в мифах всегда фигурирует герой.
Заметим также, что почти все чудеса в данном сюжете имеют рациональное объяснения или являются следствием обмана. Миф подан как историческое повествование.
Итак ,рассмотрим сюжет и персонажей КС с точки зрения ритуалов инициации.читать дальше
Заметим также, что почти все чудеса в данном сюжете имеют рациональное объяснения или являются следствием обмана. Миф подан как историческое повествование.
Итак ,рассмотрим сюжет и персонажей КС с точки зрения ритуалов инициации.читать дальше