После того, как пала империя Юань, и монголов выперли из Китая на историческую родину, дела на этой исторической родине – «коренном юрте» шли все хуже и хуже. Через сто лет казалось, что Монголии, как государству, скоро придет конец. Покоренные Чингиз –ханом племена жаждали вернуть независимость, более сильные соседи отъедали куски от степи.
Правил тогда хан с неблагозвучным для русского уха именем Мандугул. У него мало что государственные дела не складывались, так еще и детей не было, хотя у хана имелось как минимум две жены ( ну, в летописях упомянуты две). Нашел он себе соправителя именем Болху-джимонг. Не бог весть что по статусу, зато с родословной все в порядке – по прямой линии от великого Хубилая. Но два хана на одной кошме не усидели. Скоро Мандугул решил, что соправитель хочет его убить, и решил успеть первым. Болху-джимонг не стал дожидаться и сбежал. И был убит в степи грабителями, которые даже не знали, кто он такой – повелись на богатый халат и хорошего коня.
А Мандугул умер от общей разочарованности в жизни. Стоял 1467 г., и казалось, что Монголии сейчас развалится. Во всяком случае, не одного претендента на престол этого безобразия не имелось.
И тогда на сцену вышла вторая жена покойного Мандугула с еще менее благозвучным именем Мандухай. Ну что делать, как звали ,так звали. При жизни мужа она никакой политической роли не играла. Было ей, по сведениям одних летописей – тридцать, по другим – двадцать лет.
читать дальше
Для начала, она ответил резким отказом на требования империи Мин признать ее своим сюзереном. Тем самым подтвердив, что у Монголии есть правитель.
Когда Мандухай возжелала взять власть, никакого противодействия она не встретила. Вероятно, советники хана даже рады были, что кто-то согласился взять на себя ответственность.
Однако была юридическая закавыка.
Женщина у монголов в принципе могла получить ханский титул – пара прецедентов была. Но для этого требовалось условие: она должна была быть потомицей Чингиз-хана . Мандухай к чингизидам не принадлежала, она вообще была из племени ойратов. А вот регентшей или соправительницей женщина могла стать, и не принадлежа к чингизидам по крови.
Выход был один – найти какого- нибудь завалящего чингизида, по возможности женить на себе, и править от его имени.
И Мандухай разослала людей на поиски. И чингизид нашелся, на тот момент завалящий в буквальном смысле.
Когда начиналась вся эта движуха с Болху-джимонгом, на лагерь последнего напал уйгурский князь Исмал-тайши, и захватил жену неудачливого соправителя Шихир и годовалого сына Бату-Мунке. На Шихир Исмал –тайши вскоре женился а ребенок ему был не нужен, но и убить потомка Чингиз и Хубилая он не решился, а передал кому-то их своих подданных, вероятно дав указания: сделать так, что ребенок как-нибудь сам помер. Потому что когда люди Мандухай нашли пятилетнего Бату-Мунке, это была сплошная парша и дизентерия. Поскольку выдать ребенка отказались, посланцы Манедухай попросту его выкрали, отмыли, вылечили и представили госпоже. Мандухай посмотрела и решила: сойдет. И двинулась в поход. Бату-Мунке она для легитимности прихватила с собой, но мальчик был так мал и слаб, что не мог ехат верхом, поэтому его, чтоб не выпал, посадили в ящик, поставленный на повозку. Потому Бату-Мунке и получил прозвище «хан в ящике».
Воевать Мандухай шла не кого-нибудь, а свое родное племя ойратов, поднявшее мятеж. Может, они и рассчитывали, что ханша проявит солидарность. Но нет – она видела себя не ойратской княгиней, а правительницей всей Монголии. Добавим, что и тогда, и позже Мандухай не только руководила кампанией, но и принимала участие в сражениях. Иначе, вероятно, она не завоевала бы авторитет у такого народа, как монголы.
Поход был более чем удачен, ойраты снова подчинились, зачинщики мятежа казнены, юыда взята богатая добыча. Мандухай доказала свой способность править и командовать войском.
Но возникла новая проблема. К Мандухай стал упорно свататься влиятельный князь Унэ-Болад. Он проявил себя как отважный воин, и молва упорно называла его любовником Мандухай?
Итак, кого выбрать в мужья: сильного, храброго и влюбленного мужчину или хилого ребенка, из которого незнамо что вырастет?
Дело государственное, Мандухай обратилась к своим советникам. Мнения раздедились, но большинство высказалось в том смысле, что если Мандухай выйдет за Унэ-Болада, то потеряет право на власть в стране. Мандухай согласилась, но и ссориться с Унэ-Боладом не хотела – отказ мог превратить союзника во врага. Тогда она заявила, что хочет посоветоваться с богами и духами предков. Она направилась к святилищу Чингиз-хана и там вознесла молитву. После чего сообщила, что боги и предки не благословляют ее союз с Унэ-Боладом. А вот если она выйдет за потомка Чингиза, то у нее родится семеро сыновей и еще дочь.
Супротив богов Унэ-Болад не мог возразить, и отступился.
Впрочем, возможно, эту историю с молитвой и пророчеством летописцы и поэты придумали задним числом.
Затем Мандухай созвала курултай, на котором Бату-Мунке был избран правителем под именем Даян –хана. После чего Мандухай вышла за него замуж. Шел 1470 г. , «хану в ящике» было 7 лет, Мандухай по одним сведениям 33 года, по другим 23. Так что брак долгое время оставался фиктивным.
Через два года монголы потерпели поражение от армии империи Мин, и эта была единственная неудача за все время правления Мандухай. Но не фатальная – она сумела перегруппировать войска и снова начала действовать. Еще через два года она снова стала брать в походы Даян-хана, уже не в ящике – для символизма, но и для того, надо полагать, чтобы приучать к делу. Тогда же ы бою был убит Исмал –тайши – помните такого? Но когда посланцы Мандухай и Даян –хана явились к Шихир, сообщив, что она свободна и может воссоединиться с сыном, она принялась рыдать и рвать волосы. За минувшие годы Шихир успела полюбить второго мужа ( жда еще неизвестно, как она относилась к первому), родила ему двух сыновей, а первенец стал ей чужим. Вскоре Шихир умерла, и летописи никак это не комментируют.
К 1480 г. Даян-хан стал из мальчика мужем, в прямом смысле слова. Их брак с Мандухай перестал быть номинальным. И уж настолько перестал, что родилось у них именно в столько детей сколько было предсказано , и в таком же составе – семеро сыновей и дочь. Впрочем, если на этот момент Мандухай было не за 40, а за 30, такая фертильность не фантастична. Фантастично для нас, городских неженок, другое – едва ли не ежегодно рожавшая Мандухай продолжала ходить в походы и сражаться.
В 1490 г., будучи на девятом месяце беременности, Мандухай принимала участие в очередной битве. Конь ее споткнулся, и она упала. Ее тут же подхватили, ханша не пострадала, и в положенный срок родила двух здоровых мальчиков. Однако ее падение с коня сочли дурной приметой – мол, удача, всегда сопутствовавшая Мандухай, начинает ей изменять.
Странные, однако, люди, эти монголы. То, что немолодая и сильно беременная женщина в разгар битвы падает с коня, это им весьма удивительно. А то, что ни она, ни дети не пострадали –не считается хорошей приметой. Короче, больше Мандухай в походы не ходила. Но еще одного сына родить успела.
Точная дата смерти Мандухай, как и дата рождения, неизвестна, некоторые историки называют 1509 г. Впрочем, с Даян –ханом та же чехарда – одни пишут, что он умер в 1517 гг., другие, что дотянул аж до 1543 г.
Память о Мандухай, как восстановительнице государственности, всегда было окружено в Монголии почтением, кто бы ни рулил идеологией – ламы или коммунисты. Имя ее как правило сопровождается эпитетом «мудрая». А в народе считали, что в Мандухай обитал дух Чингиз-хана, возродившегося в женском облике.
Добавим, что именно потомки воинственной Мандухай сделали буддизм государственной религией монголов, один из них был избран Далай-ламой – единственный монгол в череде этих духовных лидеров.