После того, как пала империя Юань, и монголов выперли из Китая на историческую родину, дела на этой исторической родине – «коренном юрте» шли все хуже и хуже. Через сто лет казалось, что Монголии, как государству, скоро придет конец. Покоренные Чингиз –ханом племена жаждали вернуть независимость, более сильные соседи отъедали куски от степи.
Правил тогда хан с неблагозвучным для русского уха именем Мандугул. У него мало что государственные дела не складывались, так еще и детей не было, хотя у хана имелось как минимум две жены ( ну, в летописях упомянуты две). Нашел он себе соправителя именем Болху-джимонг. Не бог весть что по статусу, зато с родословной все в порядке – по прямой линии от великого Хубилая. Но два хана на одной кошме не усидели. Скоро Мандугул решил, что соправитель хочет его убить, и решил успеть первым. Болху-джимонг не стал дожидаться и сбежал. И был убит в степи грабителями, которые даже не знали, кто он такой – повелись на богатый халат и хорошего коня.
А Мандугул умер от общей разочарованности в жизни. Стоял 1467 г., и казалось, что Монголии сейчас развалится. Во всяком случае, не одного претендента на престол этого безобразия не имелось.
И тогда на сцену вышла вторая жена покойного Мандугула с еще менее благозвучным именем Мандухай. Ну что делать, как звали ,так звали. При жизни мужа она никакой политической роли не играла. Было ей, по сведениям одних летописей – тридцать, по другим – двадцать лет.читать дальше