Эту статью я написала несколько лет назад, сейчас вытаскиваю и-под спуда в дополненном виде
История Жюли де Мопен, певицы и дуэлянтки
читать дальшеЖюли де Мопен, урожденная д’Обинье, родилась по одним сведениям в 1670 г., по другим – в 1673. Ее отец был секретарем Луи де Лоррена, графа д’Арманьяка. Он дал дочери разностороннее образование, включающие, что немаловажно, навыки фехтования.
Когда Жюли не было еще и 14 лет, д’Арманьяк сделал ее своей любовницей. В будущем она проявила себя как бисексуалка, причем к женскому полу питала больший интерес. Это характерная особенность тех, кто в детстве пережил насилие или совращение. Так что, в общем, история представляется, не такой веселой, как ее обычно представляют. Но в те времена педофилия никого не волновала, зато содержать в любовницах незамужнюю девушку считалось за моветон. Поэтому д’ Арманьяк способствовал ее замужеству с неким с сьером де Мопеном. Затем нашел тому должность на юге Франции и отправил служить. Но Жюли не собиралась вести мирную жизнь содержанки. В Париже она заслужила скандальную репутацию благодаря своим пристрастиям к дракам и дуэлям. Ее любовником стал учитель фехтования по имени Серран. Когда в 1688 г. Серрана обвинили в убийстве на дуэли, парочка бежала в Марсель. Там они сперва давали представления по гостиницам с фехтованием и пением, затем Жюли стала выступать в театре под девичьей фамилией. Она имела привычку одеваться по- мужски, но не скрывала своего пола.
Серрана она бросила ради молодой девицы из благородной семьи, которую родители от греха подальше отправили в монастырь византидинок в Авиньоне. Жюли поступила в тот же монастырь послушницей и выкрала любовницу, инсценировав ее смерть - устроила пожар и подложила в келью тело умершей накануне монахини. Через три месяца подлог раскрылся, девицу вернули родным, а Жюли судили заочно и по совокупности статей приговорили к казни через сожжение. И сожгли в изображении.
В бегах Жюли успела подучиться вокалу – нашла себе наставника, старого актера-алкоголика, но видимо, хорошего педагога. Тот и посоветовал Жюли стать оперной певицей. По пути в Париж она успела вступить в несколько любовных связей, в том числе с графом д'Альбером, сыном герцога де Люиня, одного из знатнейших вельмож королевства. С ним она сперва подралась на дуэли, продырявила ему плечо, потом мило извинилась. А потом… ну вы поняли. Эта связь продолжалась недого – то ли папа-герцог вмешался и воротил сына в лоно семьи, то ли графу пришлось возвращаться на военную службу, но пишут, что они всегда оставались друзьями. Жюли с новым любовником – оперным певцом вернулась в Париж и с помощью д’Арманьяка добилась отмены смертного приговора.
В 1691 г. она дебютировала на сцене Парижской Оперы в роли Афины Паллады под именем «мадемуазель де Мопен» или Ла Мопен. С успехом выступала в контральтовых партиях. С одной из певиц труппы, Фаншон Моро, у нее была бурная связь, Жюли вроде даже подумывала о самоубийстве после разрыва. А также были романы с другими мужчинами и женщинами, и дуэли, дуэли… После того, как в 1693 г. на поединке во время придворного бала она убила троих противников ( самый известный эпизод ее биографии), ей пришлось на время бежать в Брюссель, где у нее случился роман с электором Баварии Максмилианом Эдуардом. Но потом она вернулась а париж и все началось сначала.
Учитывая тембр голоса и умение носить мужские костюмы, можно было бы предположить, что Ла Мопен выступала в мужских ролях. Но я не поленилась посмотреть список ее ролей – нет, только женские. Но амплуа специфическое – он в основном исполняла парни разных богинь.
Относительно последних лет ее жизни сведения противоречивы. В одной статье писали, что в тридцатилетнем возрасте она неожиданно воссоединилась с брошенным в юности мужем и прожила с ним до его смерти, последовавшей пять лет спустя. Тогда она оставила сцену и удалилась в монастырь в Провансе, где через два года и умерла.
В другой написано, что в последние годы Жюли жила с некоей маркизой де Флоренсак, именно после ее смерти удалилась в монастырь.
Умерла она то ли в 33 года, то ли в 37. Место погребение неизвестно, так же, как причина смерти. Вроде, попадалась мне версия, что умерла от туберкулеза или какой-то легочной болезни.
Разумеется, такая личность не могла не привлекать внимание писателей. О ней написано несколько книг. Самая известная – роман Теофиля Готье «мадемуазель де Мопен», однако к биографии реальной Ла Мопен он имеет мало отношения. Готье заимствовал из нее только бисексуальность героини и ее фехтовальные таланты, остальное – плод авторского воображения. Добавлю от себя, что, хотя по меркам 19 века роман считался страшно скандальным и был запрещен в некоторых странах, мне он показался очень скучным. Можете сами испробовать, книга есть в русском переводе.
Несколько лет назад вышел биографический роман американской писательницы Келли Гардинер «Богиня», довольно хорошо принятый критиками. Но я его не читала.
И в завершение - картиночки
Прижизенная гравюра, изображающая Ла Мопен как оперную певицу
Иллюстрация Обри Бердслея к роману Теофиля Готье "Мадемуазель де Мопен"
Обложка романа Келли Гардинер "Богиня"
По заявкам радиослушателей
Эту статью я написала несколько лет назад, сейчас вытаскиваю и-под спуда в дополненном виде
История Жюли де Мопен, певицы и дуэлянтки
читать дальше
И в завершение - картиночки
Прижизенная гравюра, изображающая Ла Мопен как оперную певицу
Иллюстрация Обри Бердслея к роману Теофиля Готье "Мадемуазель де Мопен"
Обложка романа Келли Гардинер "Богиня"
История Жюли де Мопен, певицы и дуэлянтки
читать дальше
И в завершение - картиночки
Прижизенная гравюра, изображающая Ла Мопен как оперную певицу
Иллюстрация Обри Бердслея к роману Теофиля Готье "Мадемуазель де Мопен"
Обложка романа Келли Гардинер "Богиня"