... или какой сюжет пропадает!
В эпопее Мельникова-Печерского есть такая вставная история.
В начале позапрошлого века был среди заволжских скитов был один крайне богатый, у которого, по слухам, имелись тайные ходы и подземелья. Порой игуменья скита надолго удалялась в эти подземелья и ее никто не видел. Злые языки выдвигали две версии: 1) матушка-игуменья регулярно уходит в запой, и не хочет , чтоб ее видели, 2) она волхвованьем производит в подземельях золото, отсюда богатства обители.
На старости игуменья возжелала, чтоб ее преемницей стала родная племянница и добилась, чтоб ту признали новой игуменьей, хотя все считали, что девица слишком молода.
Перед смертью игуменья раскрыла племяннице тайну: на самом деле она просто хранила в подземельях общак купцов -старообрядцев, которые предпочитали держать золотишко подальше от властей, а также на случай войны ( это как раз было время нашествия "двунадесяти языков"). Поскольку игуменья вела дела честно, то обитель получала от купцов большие пожертвования.
Итак, игуменья передала племяннице ключи от подземелий, и померла со спокойной душой.
Это она зря.
Девице совершенно не улыбалось всю жизнь сидеть в скиту, хоть бы и на сундуках с золотом. Она вскоре нашла себе кавалера, и удрала с ним по тем потайным ходам, прихватив купеческое золотишко. Они обвенчались - эль скандаль!- по православному обряду, и вообще забили на древнее благочестие, поселились в столице и зажили роскошно.
Правда, автор заканчивает историю сообщением, что ворованное впрок не пошло, и парочка разорилась.
Мне вот такая развязка кажется тривиальной. насколько было бы готичней, если бы игуменья действительно добывала золото алхимическим путем. Тем более , что рецепт, не слишком аппетитный ( упоминается тухлая рыба), там приводится.