holy-matriarchy.livejournal.com/508960.html
В 1070-х гг. Адам Бременский в своей хронике Гамбургско-Бременской архиепископии отметил, что на побережье Балтийского моря живут «кинокефалы», то есть пёсьеглавцы, у которых головы растут из груди, и которые «лают словами».
Рассказы о людях с собачьими головами встречаются во многих литературных и фольклорных традициях. Новой по сравнению с предшествующей западной традицией у Адама является связь между пёсьеглавцами и женщинами-воинами, амазонками. Правда, и античные, и средневековые авторы могли помещать оба диковинных племени поблизости друг от друга, в Скифии или других регионах. Но согласно Адаму, это одно и то же племя: по его описанию, амазонки рожают или очень красивых девочек, или мальчиков-пёсьеглавцев (Шмайдлер, с. 246-247, гл. 4.19).
Сходные сообщения мы встречаем в источниках, появившихся почти двумя столетиями позже в результате миссии папы римского к монголо-татарам (1245-1247), возглавлявшейся Плано Карпини. В «Истории монголов» Карпини есть два рассказа о собакоподобных племенах, повстречавшихся монголам во время их завоевательных походов (согласно Пейнтеру, это «дублеты одной и той же легенды», Пейнтер, 1965, с. 71, сн. 3). Одно из этих племён обитало на побережье северного океана, севернее самоедов. У них были собачьи морды и копыта как у быков, остальное тело у них было человеческое. Два слова они могли сказать как люди, третье же выходило похожим на собачий лай. В другом племени, описанном Карпини, мужчины были псами, а женщины людьми. В легендах есть, конечно, аутентичное монгольское ядро (в «Донесении о татарах» даются даже монгольские имена стран, населённых собакоподобными племенами: Nochoi Kadzar, «страна собак» и Utsortsolon, «Бычьеногие», или Nochoyterim, «Пёсьеглавцы»). Рассказам как Карпини, так и Адама Бременского о собакоподобных мужчинах и об их женщинах человеческого (а у Адама даже прекрасного) облика можно привести китайские и уйгурские параллели, восходящие в конечном итоге к центральноазиатскому тотемному мифу (см.: Холъбек, 1990, стб. 1372-1380; Уайт, 1991) (Возможно, к этому же мифу восходит и знаменитая русская матерная формула, в которой, согласно сообщению Герберштейна, первоначально субъектом выступал пёс (ср. Исаченко, 1976, с. 362-364; Успенский, 1988, с. 197-302)).
Источник.
Мне думается, близость амазонок к пёсьеглавцам чисто умозрительная. Если рассматривать пёсьеглавцев как некую историческую "отрыжку" древних арийских Männerbünde, мужских воинских тайных союзов, члены которых практиковали ритуальное оборотничество, то по времени эти братства оборотней-волкодлаков как раз совпадали с эпохой сарматских "амазонок". То есть, пёсьеглавцы и амазонки находятся поблизости друг от друга на времен0й шкале. Однако фольклорная традиция поместила их рядом в пространственном измерении.