( исторический сериал с элементами инцеста, мародерства и классической поэзии)
Как-то, начитавшись Нидзё, я задавала вопрос – являлись ли кровно-родственные браки в правящей семье Японии нормой? Тогда мы ни до чего не договорились. А сейчас, роясь в матчасти, обнаружила ответ.
Так вот, для эпохи Хэйан, про которую я спрашивала, это не было нормой, это было исключением. Но в более ранние времена это было не только нормой, но обязанностью. В период становления государства Ямато правители и наследные принцы должны были жениться на сестрах или племянницах, ибо только сыновья от подобных браков могли наследовать престол. Надо полагать, так зафиксировался переход от матриархальных традиций, когда Ямато, тогда еще Яматай, правили государыни-жрицы,к патриархальным.
Но тут у нас пойдет история о том, как это традиция прервалась.
читать дальше
Все мы тут помним воинственного государя Одзина, оставшегося в японском пантеоне как бог войны Хатиман. После него началась борьба за власть между сыновьями, в которой вроде бы победил принц Удзи, но тот, процарствовав несколько лет, умер. Предполагают, что его сверг и убил брат О-садзаки, он же Нинтоку.
Поскольку Нинтоку исходно не был наследным принцем, ранее он взял в жены двух девиц из знатных, но не правящих семей. Главной женой считалась Ива но-химэ из рода Кацураги.
Когда принц Нинтоку стал государем О-садзаки, он решил для начала несколько расширить свой гарем. А сделать это можно было только с разрешения главной жены. И не тут-то было. Ива-химэ категорически запретила мужу брать новых жен. То ли была патологическую ревнива, как настаивают хроники, то ли, что более вероятно, опасалась за свой статус, ведь она была не из государева рода, а всего лишь дочерью правителя области.
И не зря она опасалась. Государь озаботился подобающим ему по статусу браком. Он решил жениться на своей сестре Ята-химэ. И тут уж он не желал слушать никаких возражений и. Ива-химэ, как уверяют летописи, «крайне вознегодовала» и покинула дворец, но почему-то не вернулась к родителям , а поселилась отдельно. Дальше следует какой-то азиатский сериал, где государь отправляет к беглой жене посланца, который долго уговаривает Иву вернуться ( с непременным стоянием на коленях под дождем у порога, подъезжает, под каким-то надуманным предлогом ( «посмотреть на диковинное насекомое, которое здесь водится») и сам государь, но с женой не встречается, затем Ива-химэ как-то внезапно умирает. Мутная, короче, история. Суровень, у которого я это вычитала, предполагает, что Нинтоку просто напросто изгнал непокорную жену, а поскольку она продолжала стоять на своем, организовал ее убийство.
Так или иначе, Ята –химэ была провозглашена «государыней-супругой», и чтоб два раза не вставать, О-садзаку заодно женился на ее младшей сестре Удзи.
Но вот беда – оба эти брака оказались бездетны. Что делает мужчина в такой ситуации ? Правильно, берет еще одну жену. Благо имелась еще одна сестра – Мидори-химэ. Вот только она не стала дожидаться, пока государя осенит блестящая идея, и уже вышла замуж – тоже за единокровного брата, Хаябусэ.
Далее, как уверяют летописи, Мидори с мужем составили заговор с целью захвата престола. Или Нинтоку нашел повод их в этом обвинить. Легенда утверждает, что он увидел преступление в сложенной Хаябусэ песне, где ястреба призывали согнать перепела с дерева. ( Имя Хаябусэ и означало «молодой ястреб», Садзаку – «великий перепел», или в другом переводе "трясогузка». А Мидори – это просто «птица»). Так или иначе, заговорщики были разоблачены и убиты полководцем Ямабэ но Отатэ. При этом он сорвал с руки мертвой принцессы жемчужный браслет и подарил его своей жене.
Через некоторое время государыня Ята устроила пир, на который прибыла и жена Ямабэ. Ята-химэ опознала браслет, и произнесла гневную речь, смысл коей был в том, что Мидори с мужем было можно и даже нужно убить, «но как смел ты, раб, сорвать браслет с руки той, что выше тебя, когда тело ее еще не остыло». Ямабэ казнили.
Но другая летопись рассказывает эту историю несколько по- иному. Мидори и Хаябусэ убивает другой полководец, Аганоко, браслет здесь заменен яшмовыми украшениями. Аганоко же после разоблачения, сумел откупиться от смертной казни, отдав государю свои земли, которые прозвали «Яшмовой заменой».
Короче, мы не знаем, имеются ли здесь два варианта одной истории, или, как настаивает Суровень, хронисты слили две разных историю в одну, стремясь уменьшить количество заговоров и мятежей в правление «доброго императора Нинтоку», каким представляла его официальная историография. Точно известно одно – детей у Нинтоку от браков с сестрами не было, и следующими императорами последовательно становились сыновья погибшей Ивы.
Ива но-химэ, кстати, известна в истории как поэтесса, ее стихи сохранились в антологии «Манъёсю».
После этого браки государя с кровными родственницами перестали быть обязательными.
Ну а дальше на политическую арену вышли Фудзивара, столетиями поставлявшие жен императорами из своего семейства. Но это уже другая история