Уроженками Нижнего Новгорода были три выдающихся женщины, о которых в родном городе не очень-то помнят. Анна Шмит, философ ( я о ней писала), Екатерина Балобанова , кельтолог, автор первых в России учебников по библиотечному делу, и Александра Потанина (Лаврская).
Жизнь последней, пожалуй, сложилась удачней, чем у остальных, хотя была трудной и по нынешним меркам, довольно короткой. Но она путешествовала, повидала дальние страны, занималась тем, что ей было интересно, и ее работы были признаны научным сообществом.
Итак, Александра Викторовна Лаврская родилась в 1843 г. Ее отец был преподавателем Нижегородской духовной семинарии, жил с семьей в квартире при семинарии, там Александра и появилась на свет. Нижегородская семинария , помимо прочего, готовила миссионеров для азиатских стран, и там делался упор на изучение восточных языков – китайского, монгольского и т.д. Хотелось бы мне сказать, что это оказало влияние на будущее призвание Александры, но вряд ли. Вскоре после ее рождения о. Виктор Лаврский оставил преподавание по состоянию здоровья и стал священником в уездном Горбатове. Этот маленький городок был тогда знаменит тем, что поставлял в столицу вишню, и был на версты окружен вишневыми садами. Но это лирика, а надо было думать о будущем. Александра закончила епархиальное училище и занималась рисованием, к которому у нее был талант. После смерти отца выбор для нее был невелик . Или выходить замуж за кого-то из среды священнослужителей, или идти в учительницы. Она предпочла второе.
Несколько лет спустя она познакомилось с другом своего брата, ссыльным географом Григорием Потаниным, и вышла за него. Александре было уже под 30, Потанин на 12 лет старше. Судя по дальнейшему, это было содружество умов, основанное на общему интересов.
читать дальше
Перебравшись с мужем в его родную Сибирь, она изучает быт, обычаи и языки коренного населения. А затем участвует в четырех организованных Потаниным экспедициях по Монголии, Тибету и Северному Китаю, в чрезвычайно суровых условиях. Она была вероятно первой европейской женщиной, посетившей эти края. При этом путешествовала Александра не как «жена своего мужа», а как полноправный участник экспедиции, она вела полевые дневники, делала зарисовки = давние занятия живописью и рисунком не пропали даром, изучала растительность посещаемых стран . Само ее присутствие отсчасти обусловило успех экспедиций. Местные жители с большим доверием относились к чужакам, видя среди них женщину, а самой Александре был открыт доступ на женские половины жилищ, куда мужчинам был путь заказан.
Она первой стала писать о быте женщин Монголии и Тибета.
Помимо научных работ, у нее есть также несколько рассказов, основанных на впечатлениях, полученных в экспедициях.
Осенью 1893 во время перехода через пустыню Гоби Александра Потанина тяжело заболела и умерла в маленьком китайском городке, который и нынче не на всякой карте найдешь. Вспоминала ли она в пустыне о вишневых садах Горбатова? Не знаю.
Григорий Потанин свернул экспедицию и с телом жены вернулся в Россию.
В чувствительных статьях об Александре Потаниной – а их немало, порой пишут – «был так убит горем, что не смог продолжать работу» или «Александра завещала похоронить себя в русской земле».(Источник версии "убит горем, не мог работать" - ученик Потанина, будучий академик Обручев, более извесный ныне как писатель-фантаст, откуда взялась вторая, не знаю).
Из того, что я читала о Григории Потанине,он был человеком, не склонным к сентиментальности. Возможно, он не смог один продолжать работу, которую много лет делил на двоих.
Александра Потанина похоронена в сибирском городе Кяхте. В Монголии есть ледник, а на Венере – кратер, названные ее именем. В родном городе нет ей памятника, но хотя бы есть мемориальная доска на бывшем здании семинарии.