ДАМА С ГОРНОСТАЕМ
Мне кажется, что из всех портретных работ Леонардо этот
производит наибольшее впечатлении. При том, что портрет,
как предполагают, в позднейшее время неднократно
переделывался.
Вот что мне известно об оригинале.
Чечилия Галлерани происходила из знатной миланской
семьи, была отлична образованна, превосходно играла на
арфе, писала стихи на латыни и итальянском, за что
заслужила прозвище "современной Сафо". (Как мы увидим,
имелись в виду поэтические, а не личные наклонности).
В 16 лет она стала любовницей правителя Милана ( тогда
еще не герцога) Лодовико Сфорца, более известного как
Моро. По годам он годился ей в отцы, был человеком
грубым и хамоватым, красотою не блистал. Почему Чечилия
стала его фавориткой? Потому, что человеку в его
положении не отказывают? Или она все же любила Моро? Мы
не знаем.
читать дальше Известно, что ее положение при дворе было
вполне официальным, она родила Моро сына Чезаре,
которого тот признал. Забегая вперед, скажем, что ничем
этот Чезаре впоследствии себя не прославил, был "ничем не
примечательным придворным", как пишет биограф.
Год примерно спустя - это стало быть, в 1483 г. ,при
миланском дворе появился Леонардо да Винчи, и Моро
заказал ему портерт Чечилии. Горностай в руках дамы-
зверек геральдический, символ власти, вдобавок Моро
входил в Орден Горностая. Кроме того, горностоай по гречески - "гале",
что созвучно с фамилией Чечилии.Так что можно трактовать это
дело и как аллегорию власти, которую Чечилия имеет над
Моро, и наоборот - как "принадлежность" модели Моро.
Однако среди притч Леонардо есть история о горностае,
который мог убежать от охотников по грязному болоту, но
предпочел погибнуть, но не замарать свой мех...
Впрочем, некоторые исследователи утверждают что никакой
символики тут нет, а в руках Чечилии - ручная куница,
каковых тогда порой держали вместо кошек.
Заметим также, что много лет спустя, когда маркиза
Мантуанская выпросила у Чечилии портрет "на посмотреть",
та в сопроводительном письме отметила, что маркиза
увидит очень мало сходства с оригиналом, но вины
художника тут нет. "Он писал портрет, когда я была очень
юной, несформировавшейся"... Да. 17 лет. Школьница, по
нашим понятиям.
Далее возникает момент, на котором все биографы делают
стойку. В архиве Леонардо сохранился черновик его письма
Чечилии. Всего три строчки, но и из них ясно, что письмо
"возлюбленной моей богине" - любовное, и является
ответом на ее "нежнейшее послание".
Более о сем ничего неизвестно, и мы строить
предположений не будем. Добавим лишь, что Леонардо
написал еще один портрет Чечилии - в облике святой
Цецилии, покровительницы музыки, но он не сохранился.
Несколько лет спустя Моро собрался вступить в брак с
Беатриче д'Эсте из влиятельного Феррарского дома, и
Чечилию спровадили от двора, выдав замуж за престарелого
графа Беллинчони. Возможно, женитьба была лишь
предлогом, и Чечилия просто надоела Моро. Он открыто
изменял жене с другой миланской красавицей - Лукрецией
Кривелли, а также со свояченницей - уже упомянутой
нами Изабелой д'Эсте, маркизой Мантуанской.
Естественно, портреты Беатриче и Лукреции он тоже
заказывал Леонардо ( а набросок портрета Изабеллы тот
сделал позже, по ее личному заказу), но они выглядят не
так впечатляюще.
Ну, а потом произошли известные события, и Моро потерял
последовательно жену, власть и свободу. Где-то я читала,
что когда его в цепях уводили во Францию, по пути ему
встретилась Чечилия, - но она отвернулась, не пожелав
взглянуть на бывшего любовника и проехала прочь.
Но, возможно, это лишь легенда.
Она прожила еще довольно долго. Написанную примерно
двадцать лет спустя картину хужожника Бартоломео Венето
предположительно считают портретом Чечилии. На сей раз в
облике кающейся Магдалины.