Село Сергач ( первоначально Сергеевка) известно с 18 века, с 1781 г. получило статус города, потом снова стало селом, с 1802 город снова.
так вот, жители Сергача занимались довольно интересным ремеслом - дрессировкой и вождением медведей.
Медведей отлавливали в лесах либо покупали у охотников ( от себя - в наших краях в лесах и сейчас медведей немало, а двести лет назад было в разы больше).
Медвежонок стоил 12-13 рублей, взрослый медведь - 40-50, цена обученного медведя поднималась за 100 рублей.
Дрессировку зоозащитники не одобрили бы.
Первым делом медведя учили ходить на задних лапах. Для этого на задние лапы надевали деревянные башмаки. Потом мишку ставили на горячую железную плиту. Чтобы не обжечься, медведь стоял на обутых лапах. После того, как он привыкал к этому, его ставили на горячую плиту уже без обуви, и при этом били в барабан. Медведь переступал с лапы на лапы, как бы танцуя, а потом, в под действием условного рефлекса, делал это при звуках барабана, уже без необходимости. Потом медведю продевали в нос железное кольцо, его называли "больницей". Дергая за это кольцо, вожак укрощал медведя, если тот не слушался.
У вожака был помощник-подросток. Он именовался "козарь", так как на представлениях надевал маску козы и плясал вместе с медведем. Когда сам не плясал, бил в барабан. (В некоторых статьях пишут, что барабанщик и исполнитель роли козы - это разные люди, но у нас экономили).
такие труппы из двух человек и медведя покидали Сергач, направляясь в большие города, а затем в западные губернии. У "гастролей" были определенные временные рамки. Уходили они после Преображения Господня ( 6 августа), а возвращались в Сергач к Петрову дню ( 29 июня).
Пишут, что выражения "водить за нос" и "отставной козы барабанщик" восходят именно к таким бродячим труппам, но это уже к нашей области не относится.
так вот, жители Сергача занимались довольно интересным ремеслом - дрессировкой и вождением медведей.
Медведей отлавливали в лесах либо покупали у охотников ( от себя - в наших краях в лесах и сейчас медведей немало, а двести лет назад было в разы больше).
Медвежонок стоил 12-13 рублей, взрослый медведь - 40-50, цена обученного медведя поднималась за 100 рублей.
Дрессировку зоозащитники не одобрили бы.
Первым делом медведя учили ходить на задних лапах. Для этого на задние лапы надевали деревянные башмаки. Потом мишку ставили на горячую железную плиту. Чтобы не обжечься, медведь стоял на обутых лапах. После того, как он привыкал к этому, его ставили на горячую плиту уже без обуви, и при этом били в барабан. Медведь переступал с лапы на лапы, как бы танцуя, а потом, в под действием условного рефлекса, делал это при звуках барабана, уже без необходимости. Потом медведю продевали в нос железное кольцо, его называли "больницей". Дергая за это кольцо, вожак укрощал медведя, если тот не слушался.
У вожака был помощник-подросток. Он именовался "козарь", так как на представлениях надевал маску козы и плясал вместе с медведем. Когда сам не плясал, бил в барабан. (В некоторых статьях пишут, что барабанщик и исполнитель роли козы - это разные люди, но у нас экономили).
такие труппы из двух человек и медведя покидали Сергач, направляясь в большие города, а затем в западные губернии. У "гастролей" были определенные временные рамки. Уходили они после Преображения Господня ( 6 августа), а возвращались в Сергач к Петрову дню ( 29 июня).
Пишут, что выражения "водить за нос" и "отставной козы барабанщик" восходят именно к таким бродячим труппам, но это уже к нашей области не относится.
Бедные медведи. Впрочем, дрессировка не была гуманной нигде и никогда, кроме 20 века и то не везде.
Вот что пишет Вики. герб города:
«В верхнем поле нижегородский герб, в нижнем — чёрный медведь в золотом поле, означающий, что того рода зверей в окрестностях довольно».
По описанию П. И. Мельникова-Печерского в романе «На горах», во время Отечественной войны 1812 года на Базарной площади Сергача проходил смотр медвежьих «полков», обученных для борьбы с Наполеоном.
А в Сергаче я как-то была, но проездом, и ничего не запомнила.
И как-то после этого совсем не весело звучит "мишенька, попляши, твои лапки хороши"...
И да, есть распространенное мнение, что такие медвежьи вожаки в основном были цыганами ("иль села обходить с медведем"(с) наше все), но это не наш случай.