Среди книг, которые я в вынужденном домосидении сейчас перечитываю-переслущиваю – «Казароза» Л. Юзефовича. Я ее читала очень давно, еще когда она называлась «Клуб «Эсперо», и основательно позабыла. Помню в основном сериал, а он сюжетно от книги весьма отличается. Так вот сейчас я обратила внимание на некоторые эпизоды, которых не заметила прежде, а может, их и не было в первой редакции.
читать дальше
Разумеется, я была в курсе, что писатель сильно изменил биографию реальной Зинаиды Казарозы (Бэллы Шеншевой),и что в действительности певица не была убита в 1920 году, что собственно, и создает сюжет романа, а покончила с собой в 1929. Тут открытий не было. Но – в книге значительную роль играет репродукция с портрета Казарозы, написанного художником Александром Яковлевым, ее первым мужем. Тут я насторожилась. Репродукций работ Яковлева у меня в альбомах немало, он хотя и не первого ряда художник Серебряного века, но все же достаточно известен. Не придумал ли Юзефович этот портрет? Я полезла в сеть, и картина «Зинаида Казароза» (Портрет жены художника), 1915 г., нашлась с одного клика.
А вот дальнейшая история не слишком красива, и упоминается отнюдь не во всех биографических статьях. Во время революции Яковлев был за границей, и решил е возвращаться, бросив жену и маленького сына в охваченной гражданской войной стране. В результате сын Казарозы Саша (Чика) умер от голода.
Юзефович несколько изменил историю. Смерть Чики там упоминается, она играет значительную роль в сюжете, но там, что Казароза и Яковлев развелись за несколько лет до революции, и она успела вновь выйти замуж.
Реальная Казароза также вышла замуж вторично, но позже, и мужем ее был не лихой эсеровский боевик, как в романе, а театровед из МХТ. Умы, жизненная ситуация от этого лучше не стала. Именно измена мужа, попавшего в фавориты к гранд-даме театра Ольге Книппер-Чеховой (которая , кстати, была вдвое его старше), толкнула певицу на самоубийство.
Так что же портрет? Да, портрет работы Яковлева существует, но он не совсем таков, каким его описывает Юзефович. По роману, на портрете Казароза идет по пустыне, окруженная хищными зверями, и несет в клетке райскую птицу - свой голос, а «хищные звери – это все мы» ( предфинальная фраза романа»).
Символика реального портрета иная. Казароза с клеткой стоит на сцене театра. Хищники, пусть и не в таком количестве, как в романе, присутствуют, но они нарисованы на заднике за спиной певицы.
Добавим, что театральная тема в творчестве яковлева играет заметное месо. В частности, он рисовал актеров театра Кабуки и сцены из кабукинских постановок. Но это уже не имеет отношения к данной истории.
И последнее о связи с театром. В романе неоднократно упоминается исполняемая героиней песня «Алиса, которая боялась мышей» . На самом деле это не песня, а водевиль авторства Михаила Кузмина. Кузмин же является автором многих песен, которые исполняла Казароза = но в романе об этом не сказано.
Такие дела.
С уважением,
Антрекот
С уважением,
Антрекот
С уважением,
Антрекот