В выходные по причине мерзкой погоды, сидела дома, и взялась перечитывать главный труд Владимира нашего Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Книгу сию, полагаю, все здесь читали, но может быть, давно не перечитывали. И я не перечитывала -а когда взялась, зацепилась за некоторые моменты.
Напомню, что труд Проппа в основном исследует - и реконструирует-- ритуал инициации, обычай посвящения мальчиков в "мужской союз". Этот обычай был свойствен практически всем народам на стадии родо-племенного строя.
читать дальше
Вот в чем он состоит - по достижения отрочества мальчики покидают семью и племя, и уходят в обособленный "большой дом". Там они проходят ряд испытаний, порой очень жестоких, включающих истязания. По мере нахождения в "большом доме" мальчики обучаются воинским и охотничьим умениям. Но Пропп делает акцент на том, что одновременно они обучаются ритуальным песням и танцам, заучивают заклинания - то есть осваивают основы шаманства. Через несколько лет, став взрослыми,посвященные возвращаются в племя. Теперь они получают права завести собственную семью. Только прошедший инициацию имеет право быть воином, охотником, вождем.
В "большом доме" имеют право находится только те, кто принадлежат к братству. Непосвященным - женщинам, детям - вход туда запрещен под страхом смерти. Однако в "большом доме" как правило живет девушка. В сказках это всегда "названная сестрица" героев , однако исследователи полагают, что в действительности она состояла в групповом браке с участниками братства. При этом ее положение не позорное, а почетное, она - госпожа братства, "царевна". Она единственная из женщин проходит ритуальное посвящение, после чего считается воскресшей из мертвых, и возвращается в племя, а ее сменяет другая девушка.
И тут мы доходим до самого для нас интересного. Весь этот ритуал возник на стадии перехода от матриархата к патриархату. Поэтому, хотя в "мужской союз" ясное дело входят только мужчины, дух-- покровитель братства представляется женщиной. И глава братства, наставник посвящаемых во время ритуалов носит женскую одежду и маску. ( Возможно, первоначально это действительно была женщина, но Пропп об этом не пишет) "Сам посвящаемый иногда мыслится превращенным в женщину. Его тайное имя иногда - женское. Высшая степень посвящения включает умение превращаться в женщину"(с) Следы этого обычая сохранились по сию пору - шаманы во время камланий носят женскую одежду или включают в свою одежду ее элементы. Но мы сейчас о другом.
Вам все это ничего не напоминает? Совсем-совсем ничего?
вопрос конечно, риторический.
И возраст ( с 14 до 18 лет), и обособленное проживание с обучением и испытанием и наставник-духовидец - куксон, и вонхва -повелительница, единственная женщина в мужском союзе, и разумеется , раскраска лица "под женщину". Ну и то, что хвараны исполняли шаманские функции и были хранителями стихотворной традиции, вам любая статья в энциклопедии скажет. Собственно, в корейском языке "хваран" является синонимом шамана.
Правда, в нашем любимом сериале на шаманские функции ( как и на реальный возраст хваранов) забит мощный болт, хвараны по ходу являют чисто военную организацию - но и тут проговариваются, что они единственные мужчины, принимающие участие в религиозных ритуалах и имеющие право входить в храм ( жрицами являются только женщины).
Однако Пропп настаивает, что с приходом рабовладельческого строя , образованием государственности и усилением царской власти, мужские союзы играют все меньшую роль и наконец исчезают вовсе. А организация хваранов возникла в государстве вполне себе феодальном. Но может быть, причина тому - те обстоятельства, что элементы матриархата в Силле сохранялись очень долго, а шаманизм на те времена был государственной религией?
Вообще, по мере перечитывания, я нахожу все больше мифологических элементов в КС - и связанных именно с этим ритуалом. Но о том в другой раз, если вам интересно.
@музыка:
мальчики-цветочки у меня в садочке
@настроение:
...частной собственности и государства!
@темы:
история,
матчасть
Напоминаю, что некоторые тут вообще математики и Проппа не читали)))
Митраизм -- если ты про ту разновидность что была в Римской империи -- как раз поздняя форма этого явления. То есть фигня вся та же, но уже вполне вписанная в конкретный социум.