В одном корейском сериале есть такой эпизод: герой, будучи чосонским посланником в Японии, просит прогулять его по Эдо. И тут его постигает культурный шок и когнитивный диссонанс - он увидел общественные бани. Люди вместе моются, жуть, кошмар, разврат! А если б он еще узнал, что большинство бань были совместные - мужские и женские, целомудренного чосонца, наверное, вообще бы удар хватил.
так вот, про бани.
Бани в Эдо появились еще до эпохи Эдо. Токугава Иэясу, строя город, учитывал местный климат, и строил также и бани. Но это были не те бани, которые мы часто видим в японском кино - с большими ваннами. фактически, бассейнами. Это были парные, напоминающие сауны. Бани с ваннами появились значительно позже.
Бань в Эдо было очень много, около полутысячи на город. Были и раздельные, но подавляющее большинство - совместные. Сие не означало, что мужчины и женщины мылись вместе. У них были разные отделения. Вдобавок традиционно было разное время посещения. С раннего утра в баню шли мужчины, потом - женщины, и еще позже - дети. Один из тогдашних беллетристов расписывал, что в ранние часы, когда женское отделение пустует, там сидят полицейские и слушают разговоры горожан за перегородкой. Не знаю, насколько это соответствовало истине.
Плата за посещение бань была совсем невысокой: 10 мон (монета самого мелкого достоинства) для взрослых, 6 - для детей. Так что даже бедняки могли позволить себе регулярно мыться. Вдобавок тарифы не повышались более полутораста лет. Только к концу 18 они несколько выросли. Тогда же в целях укрепления скреп борьбы за нравственность совместные бани запретили, но примерно через полвека открыли снова. Очередной запрет на совместные бани последовал уже в конце 19 века, под влиянием вестернизации.
Помимо обычных бань, имелись и лечебные. Там в воду добавлялись ветки или листья растений, считавшихся целебными. Особенно распространена была ванна с криптомерией, поскольку считалось, что древесина этого дерева излечивает весьма распространенную в Эдо болезнь бери-бери -- разновидность острого авитаминоза. Цена за посещение лечебных бань была , естественно выше, чем в обычных.

@музыка: монах под кустом криптомерии

@темы: история, Япония

Комментарии
02.03.2017 в 12:22

Каждый из нас предан. Кому-то или кем-то.
спасибо
02.03.2017 в 12:24

Мне кажется, я всех уже задолбала пересказом книжки про Эдо. Ну ничего, вот напишу еще про кукольный театр и может, про школу, и начну другие байки травить.
02.03.2017 в 12:28

Каждый из нас предан. Кому-то или кем-то.
Grissel, нет-нет, продолжайте))
02.03.2017 в 12:30

я уже рассказывала - мне подарили несколько интересных книг по востоковедению, и хочется поделиться прекрасным.
02.03.2017 в 12:37

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Да, очень интересно, продолжайте, пожалуйста, ещё :heart:
02.03.2017 в 12:42

Do or die
Grissel, значит, и они мылись))
Байки интересные, так что признаков задолбания не наблюдается.
02.03.2017 в 12:43

Эмберли, после Эдо у нас в программе "Лики Срединного царства" ( если еще не читали - про эпохи Мин и Цин) и "Властительницы Евразии".
02.03.2017 в 12:51

MirrinMinttu, да, у них любовь к баням была заметная, поэтому я и обратила внимание на контраст с корейцами, которое, видимо, мылись дома. Богатые, вероятно, мылись регулярно, а вот беднота... вот вчера смотрю очередную корейщину - там одного персонажа решили женить, и помыть по этому случаю. кунают его в чан с водой, а он приговаривает - ух, красота, я в последний раз мылся год назад. Мужик - ремесленник, то есть мелкий, но стабильный доход имеет, и мог бы на баню потратиться. Но очевидно, бань просто нет.
02.03.2017 в 12:54

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, хорошее продолжение банкета, буду ждать))
02.03.2017 в 12:58

Эмберли, выпил сам - передай бутыль товарищу!
02.03.2017 в 13:01

В одном корейском сериале есть такой эпизод: герой, будучи чосонским посланником в Японии, просит прогулять его по Эдо.
А в каком сериале?
02.03.2017 в 13:04

Snitka, "Восхитительная политика", насколько я помню.
Вот сейчас меня уже начало терзать сомнение - что именно его поразило, бани или цырюльни , смотрела по диагонали. Помню только, что молодой человек был в шоке.
02.03.2017 в 13:04

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, это правильно, это по-товарищески))) :beer:
02.03.2017 в 13:05

Эмберли, "хорошие воины любят сакэ"(с)
02.03.2017 в 13:05

Эмберли, "хорошие воины любят сакэ"(с)
02.03.2017 в 13:23

Grissel, спасибо) И за пересказ книжки тоже, очень интересно.
02.03.2017 в 13:23

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, Сайто и выпивка - практически слова-синонимы)))
Или переделав известный лозунг: мы говорим Сайто, подразумеваем выпивка, мы говорим выпивка, подразумеваем Сайто :lol:
02.03.2017 в 13:34

Эмберли, дык! эпиграф-то какой у дневника?
02.03.2017 в 13:38

Snitka, мне кажется, дело не в гигиене, а в принципиально разном отношении японцев и китайцев к наготе. ( и я где-то писала об этом). У японцев раздеться для работы или спортивных состязаний - это норма, у корейцев тело должно быть полностью прикрыто. То же и к мытью.
02.03.2017 в 13:46

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Интересно весьма))
02.03.2017 в 13:51

AnnetCat, котичек, вот азартные игры и еда народ как-то не заинтересовали. То ли дело баня!
02.03.2017 в 14:06

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Grissel, не, меня все заинтересовало, просто мне как-то и спросить про это нечего, ничего ж не знаю)
02.03.2017 в 14:11

AnnetCat, а я и стараюсь писать про то, что не очень известно. Про театр кабуки и про гейш я писать не буду. А вот про образовательную систему ( в Японии же не было экзаменационной системы. как в Китае и Корее), может, и напишу.
02.03.2017 в 14:11

Grissel, дело не в гигиене, а в принципиально разном отношении японцев и китайцев к наготе.
Это да, очень заметно по фильмам и дорамам. В Японии конфуцианство никогда не имело такого влияния как в Корее, а корейские неоконфуцианцы были те ещё ханжи.
02.03.2017 в 14:16

Snitka, хотя кто его знает, как оно было у корейцев в дочосонский период, когда конфуцианство еще не зохавало все.
С другой стороны , общую душевую ( с раздельными, правда, кабинками) в сериале "Хваран" я могу воспринимать только как "очень сильный постмодернизм", поскольку душ, вообще-то изобрели в 19 веке.:crznope:
02.03.2017 в 14:46

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, я про эпиграф сразу вспомнила))
02.03.2017 в 14:48

Эмберли, и автор стиха здесь.
02.03.2017 в 15:06

Счастья бояться не надо, его нет (с)
Grissel, автору спасибо :flower:
02.03.2017 в 17:30

С вами говорит автоответчик...
И тут его постигает культурный шок и когнитивный диссонанс - он увидел общественные бани. Люди вместе моются, жуть, кошмар, разврат! - так и хочется сказать что-то вроде "завидуй молча!" )))
03.03.2017 в 01:07

Do or die
Grissel, я как-то пропустила про еду и азартные, наверное... Вроде, каждый день ленту смотрю. Надо же.