Кто такие вилы ( во французском произношении виллисы) мы в основном знаем по балету Адана «Жизель». Это юные девушки, умершие незамужними, как правило от разбитого сердца. Они носят подвенечные платья, которые им не довелось надеть при жизни, и танцуют ночи напролет. Если им доводится встретиться кого-то из коварных изменщиков, то еге заставляют плясать до смерти.
Такую версию запустил Генрих Гейне, сославшись на славянские легенды, и ее же подъватил другой известный романтик – Теофиль Готье, автор либретто для «Жизели».
Однако в славянском фольклоре вилы ( самовилы) выглядят совсем по-иному. Предания о них распространены у западных и отчасти у южных славян. Согласно им , вилы духи воздуха в образе молодых девушек дивной красоты, но с копытами вместо ступней. Именно для того, чтобы скрыть копыта, вилы носят длинные белые платья. Обычно вилы изображаются доброжелательными существами, помогающими тем, кто попал в беду ( зловредные вилы есть только в болгарском фольклоре). Из-за красоты вил многие мужчины хотят их в жены, и потому крадут их крылья. Но если вилле удается вернуть крылья, она непременно улетит, даже если в браке у нее родились дети..
Близкий к фольклорному образ – в поэме Леси Украинки «Вила-посестра» на сербском материале. Там героиня является названой сестрой юнака и напоминает скорее валькирию.
Но европейские романтики сделали из вольных крылатых духов такое вот унылое угробище.
Впрочем, сценическая история виллис-вил «Жизелью» не исчерпывается. Есть еще опера Джакомо Пуччини «Вилы», написанная - вы будете смеяться - тоже по рассказу французского романтика, только не такого известного – Альфонса Карра. ( Подробнее здесь ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%BB%...(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)
Сюжет до поры до времени до неприличия напоминает «Жизель». Героиня – крестьянская девушка Анна, ей изменил возлюбленный Роберто. Анна умирает от горя.
Дальше начинаются расхождения. Отец Анны жаждет мести и призывает вил. Те заманивают изменщика в лес. Тот как водится, раскаивается и просит прощения – он больше так не будет! Тут вперед выходит Анна и… зритель, воспитанный «Жизелью» ждет уж рифмы «розы» ее заступничества – и его жестоко обламывают.
Анна выступает как обвинительница, напоминая о своих страданиях и смерти. Вилы расправляются с изменщиком. Опера заканчивается их торжественным хором «Осанна!»
Опера имела оглушительный успех, тем не менее, Пуччини еще дважды ее переделывал. Идет на сценах мира до сих пор, последняя известная мне постановка – в Метрополитен-опера. У нас, вроде, не ставилась.
Такую версию запустил Генрих Гейне, сославшись на славянские легенды, и ее же подъватил другой известный романтик – Теофиль Готье, автор либретто для «Жизели».
Однако в славянском фольклоре вилы ( самовилы) выглядят совсем по-иному. Предания о них распространены у западных и отчасти у южных славян. Согласно им , вилы духи воздуха в образе молодых девушек дивной красоты, но с копытами вместо ступней. Именно для того, чтобы скрыть копыта, вилы носят длинные белые платья. Обычно вилы изображаются доброжелательными существами, помогающими тем, кто попал в беду ( зловредные вилы есть только в болгарском фольклоре). Из-за красоты вил многие мужчины хотят их в жены, и потому крадут их крылья. Но если вилле удается вернуть крылья, она непременно улетит, даже если в браке у нее родились дети..
Близкий к фольклорному образ – в поэме Леси Украинки «Вила-посестра» на сербском материале. Там героиня является названой сестрой юнака и напоминает скорее валькирию.
Но европейские романтики сделали из вольных крылатых духов такое вот унылое угробище.
Впрочем, сценическая история виллис-вил «Жизелью» не исчерпывается. Есть еще опера Джакомо Пуччини «Вилы», написанная - вы будете смеяться - тоже по рассказу французского романтика, только не такого известного – Альфонса Карра. ( Подробнее здесь ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%BB%...(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)
Сюжет до поры до времени до неприличия напоминает «Жизель». Героиня – крестьянская девушка Анна, ей изменил возлюбленный Роберто. Анна умирает от горя.
Дальше начинаются расхождения. Отец Анны жаждет мести и призывает вил. Те заманивают изменщика в лес. Тот как водится, раскаивается и просит прощения – он больше так не будет! Тут вперед выходит Анна и… зритель, воспитанный «Жизелью» ждет уж
Анна выступает как обвинительница, напоминая о своих страданиях и смерти. Вилы расправляются с изменщиком. Опера заканчивается их торжественным хором «Осанна!»
Опера имела оглушительный успех, тем не менее, Пуччини еще дважды ее переделывал. Идет на сценах мира до сих пор, последняя известная мне постановка – в Метрополитен-опера. У нас, вроде, не ставилась.
Поскольку какой-то огрызок сербов есть в Германии ( лужицкие сербы), к Гейне и привеяло.
когда опомнюсь от "Сицилийской вечери" в виде гангстер-АУ
Нью-Йорксая постановка - 2008 г., не знаю, есть ли в сети.