26.10.2020 в 15:20
Пишет серафита:Криптия (2020), Н. РезановаURL записи
Давненько не читала я книг, где бы в центре всего был сюжет, а не герои.
Про Л. Толстого в своё время говорили, что его величие в том числе и в том, что он был последним автором, писавшим «с точки зрения бога», то есть знавшим о своих героях всё изначально и изливавшим это на читателя, притом бесстрастно.
Криптия, конечно, несколько иной случай, но...
Смешение жанров: герметичный детектив, военный эпик, политика, работа спецслужб, квест, многочисленные вставки-рассуждения героев о политической и исторической подоплеке происходящего, и поверх заполировано двумя временными линиями, разнесёнными между собой на семьдесят лет. Герои строго функциональны, их много, автор до последних страниц не стесняется вводить новых, но язвительный доктор Керавн мне приглянулся (не так-то часто встречаются активные герои пожилого возраста), а Латрон, пожалуй, единственный персонаж, которого можно было бы охарактеризовать как яркую личность.
Ещё в романе отсутствует какая-либо любовная линия. Как класс. Поразительно — на фоне засилья-то фэнтезийных лавбургеров. Ну, не считая линии принца Хаги и прекрасного степняка. Извините))))
Также я поняла, отчего книжке пеняли на «описания». Под ними, сколь я разумею, имелись в виду не описания внешности (хотя писательница даёт понятие о том, как выглядят все фигуранты, включая какого-нибудь третьестепенного Мемнона, про которого в романе полторы сцены), а многочисленные экскурсы в историю мира, которые для сюжета, будем честны, не то чтобы нужны.
Да, Великое Нашествие степняков на империю играет немаловажную роль, каковая продолжает аукаться и годы спустя, но строго говоря, довольно было бы и факта, что оно было, это нашествие. Но нет, нам подробно излагают все его этапы, вводят в историю классический сюжет про осаду крепости, дают представление о степных владыках.
К слову: убей бог, у меня всю дорогу было чёткое впечатление, что именно степняков у себя автор любит особенной любовью. Данкайро, здешний Джихангир при Тамерлане, этот юный Чингисхан — самая впечатляющая персона романа, при том, что он ни разу не появляется во плоти. Однако он незримо довлеет за всем комом событий. В нём оказались сведены воедино все классические черты: от военного и стратегического гения до тропа «чахоточный полководец», от чудовищности как признака любого великого человека до способности на великодушие.
И с ним же связана единственная загадка романа, так и оставшаяся неразгаданной. Автор изрядно навёл туману, сперва описав ритуал «смерти и обретения души» как чисто гендерную фишку, так что поначалу, когда один из героев думает о Великом Призыве, осуществлённом шаманами, читатель поневоле заблуждается (но это был бы номер!). После эта история преподносится как сплетня, сказка, а рациональное объяснение болезни Данкайро кажется самым естественным.
А уже в самом конце я вдруг получила подтверждение, что в каждой сказке доля сказки. Да и обмолвка Керавна, что «Данкайро умер от ран, если он умер» сходу изрядно подогревает интерес.
Из цикла, к которому принадлежит Криптия, я до этого читала только повесть про пограничника — она была столь ярка, что я запомнила основной сюжетный твист, хотя читала лет 15 назад, первое издание в составе какого-то сборника. Возможно, в рассказах что-то и поясняется, надо будет почитать.
Теперь про ложку дёгтя. Попытки автора замаскировать искомого мистера Икс (дважды!) не способны обмануть даже младенца. В первом случае — после того, как открывается его особая примета, другие герои, заявленные умными и проницательными, так старательно думают на другого кандидата, что смотреть неловко. Во втором — некий персонаж подозревает, что мистером Икс стал не он сам, а кто-то из его спутников, и разумеется выбирает в кандидатуры того, кто наименее для этого подходит! Я понимаю желание продлить интригу, но моё мнение — не получилось.
Ещё это роман про хэппи-энд. Серьёзно, давненько я не читала книгу, где бы практически все в кадре получили то, чего заслуживали: Монграна — независимость Димна, Керавн — почёт, Раи — призвание, Степь — величие, Михаль — расцвет, Империя — финал, Йола — свободу, Шенан — отбитый штурм, Латрон — цельность, Гупта — подвиг, Скерри — посмертие, Мадара — власть, Хафра — мозг.А можно мне роман про Данкайро?
С уважением,
Антрекот
и сорока слонами, распевая с ними песню.Ещё я надумала гендерную интригу. Данкайро был мужик субтильный, говорил тихонько, а у Шагары был и брат, и сестра. Если вселять в кого дух, так в девчонку, её не жалко. И если Данкайро прошёл обряд обретения/убийства души, то естественно, обращались бы к нему как к мужчине, а имперская разведка вряд ли заглядывала к Воителю в штаны.
Сущая Мулан! Или нет, Турандот.
Дайте следующую книгу!!!