Как-то раз я литературно-исторически облажалась.
В давно минувшей юности, когда я впервые читала "Иосифа и его братьев" Томаса Манна, мне показался притянутым за уши один эпизод ( вообще я этот роман люблю). Ближе к финалу, когда братья Иосифа возвращаются из Египта, они опасаются, что когда их престарелый отец узнает, что Иосиф , которого он столько лет оплакивал, жив, то Иакова может на радости хватить удар. Тут они встречают дочь одного из братьев, девочку с поэтическим даром, и объясняют ей. в чем дело. Она складывает песню, и поет ее деду. Мне эта сцена показалась фальшивой и неправдоподобной. Вот что бывает, подумала я, когда сентиментального немца понесет в еврейскую культуру, прямо "Герман и Доротея", а не Книга Бытия.
А потом я занялась еврейской культурой вплотную, и оказалось, что Томас Манн был прав, а я нет. Манн ничего не придумал, он пересказал реально существующую агаду, и ничто не помешало древним, пусть и не библейских времен, евреям, сочинить сентиментальную историю. ( Это Манн еще в "Повесть об Иосифе и Асенеф" не полез, там вообще смесь любовного романа с боевиком).
так что я теперь к теме "это не правдоподобно", "этого там и тогда не могло быть" отношусь осторожно.


@музыка: хава нагила

@темы: история литературы

Комментарии
19.05.2021 в 16:19

По - моему, хорошо что не залез. Насколько эта история в Библии интересна, настолько она у Томаса Манна скучная.
А Повесть об Иосифе и Асенеф, насколько я помню, смесь мистики и боевика. Причем боевика очень классного, имхо, очень каноничного. Такое впечатление, что вот эта часть Повести, где боевик, была с библейским рассказом о Иосифе одним целым, но из Библии боевик выпал.
19.05.2021 в 16:31

Гильрас, вот кино бы по Повести сняли. И желательно израильтяне, а не американцы.
19.05.2021 в 16:48

Почему? У американцев хорошо получается. Не всегда, правда. Но всегда хорошо ни у кого не получается. А у американцев у Де Милля были Десять заповедей, как раз по Библии, очень здорово, имхо. И ещё у них был Бен Гур, тоже по Библии, тоже здорово. Более современные библейские фильмы , правда , мне не понравились.
19.05.2021 в 18:40

Кстати, есть фильм про Иосифа Прекрасного, кажется американский, хороший. Вроде так и называется "Иосиф".
20.05.2021 в 11:55

Волчица из Долины Тисов
Если залезть еще дальше, то добрая половина истории про Иосифа списана с угупетской легенды про Имхотепа с некоторыми варьяциями. Реальный Имхотеп свой собственный народ не обращал в рабство да и процентная ставка на будущий голод у него была пониже - 10% против библейских 20. А любовный боевик, как считается, уже Манн взял у арабского "Юсуфа и Зулейхи". Американцы вообще снимают фанфики на тему истории.
20.05.2021 в 13:27

Токива, На Юсуфу и Зулейху Манн честно ссылается в тексте, а "Иосиф и Асенеф" это совершенно отдельный текст примерно 1 века плюс-минус лапоть. там любовная линия крутился вокруг жены Иосифа, по которой безответно страдает сын фараона, а в качестве супербойца выступает младший брат Иосифа Вениамин.
А я потому и хочу, чтоб фильм был израильский. даже если они снимут фанфик, то со знанием матчасти. Как в "Иууде", где каждая серия начинается с эпиграфа из ТАНАХа или Талмуда.
20.05.2021 в 13:28

Гильрас, не, не видела. Видела итальянский фильм "Раб мечты".
20.05.2021 в 19:58

Grissel, по моему, я вот этот смотрела - www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/20906/an...

Он, оказывается, не то чтобы прямо американский, производство - Италия, Германия, США. Но режиссер американец - Роджер Янг.
20.05.2021 в 21:12

Гильрас, не, тот похоже другой.
20.05.2021 в 21:51

Кажется, я смотрела этот. "Иосиф". Там начинается с того, что Иосифа обвинили в изнасиловании жены Потифара, и Иосиф рассказывает Потифару с самого начала, кто он, Иосиф, такой, как попал в рабство и в Египет, и потом, соответственно, что у него произошло с женой Потифара. Это примерно первая серия. А вторая серия - продолжение истории.
А "Раб мечты" я, кажется, начинала смотреть, но бросила, показалось неинтересно. Хотя могу ошибиться, может, я какой - то другой фильм про Иосифа недосмотрела.
20.05.2021 в 21:57

Потифар в этом фильме верит Иосифу, и поэтому не приказывает его казнить, а только отправляет в тюрьму - иначе он никак не может, иначе он поломает себе репутацию. И потом еще время от времени приходит к Иосифу в тюрьму и пытается помочь. Это, как я потом узнала, получается примерное изложение одного мидраша, согласно которому Потифар пришел к Иосифу в тюрьму и извинился перед ним.